DataLife Engine > Политика > Сколько стоит жизнь "маленького украинца"?

Сколько стоит жизнь "маленького украинца"?

Сколько стоит жизнь "маленького украинца"?
На монументах в честь погибших солдат часто пишут слова: «Это нужно не мертвым, это нужно живым». К сожалению, люди гибнут и в мирное время – в Украине прогремело сразу несколько техногенных катастроф. Человеческую жизнь невозможно оценить никакими деньгами, однако это не значит, что тему денег нужно стыдливо обходить стороной.
Вопрос нужно ставить грубо и конкретно: «Сколько стоит жизнь украинского гражданина?» Каждая смерть оставляет за собою множество исковерканных судеб и среди живых. Дети теряют родителей и шанс получить хорошее образование и достойное будущее. Старики теряют не просто сыновей и дочерей, но и свою обеспеченную старость - ведь выжить на одну пенсию без помощи детей в нашей стране невозможно. В самом деле - это нужно не мертвым, это нужно живым.

Жизнь украинца – в 20 раз дешевле
жизни израильтянина


Как раз на днях, 9-го января 2008 года, Европейский Суд в Страсбурге принял к рассмотрению иск 90 пострадавших в результате катастрофы на аэродроме «Скнилов». Пять лет назад в результате падения боевого истребителя СУ-27 погибли 77 человек, в том числе 28 детей. 10 человек после трагедии стали инвалидами, трое из них — первой группы, а всего пострадавшими признаны 543 человека.

Эта трагедия стала одной из самых позорных страниц в отношениях между государством и его гражданами. Впервые так остро встала проблема незащищенности простого украинца и перед катастрофами, и перед безразличием государственных чиновников. Выяснилось, что государство, как собственник истребителя-убийцы, не несет перед жертвами никакой ответственности. В Украине не существует закона или другого правового акта, который обязывает державу отвечать за гибель людей. Та помощь, которую правительство оказывает пострадавшим – это не обязанность государства, а всего лишь акт доброй воли с его стороны. Захочет – даст какую-то компенсацию, а если не захочет – так и не даст. Тогда после «Скнилова» государство решило отделаться от своих жертв подачками – в среднем на пострадавшего пришлось по 55 тысяч гривен компенсации. Больше всего полагалось несовершеннолетним сиротам, которые потеряли и мать и отца – 128 тыс. гривен. Родители потерявшие ребенка получили от 32 до 48 тыс. гривен.

Все последующие пять лет скниловская трагедия напоминала о себе судебными процессами и скандалами. Так по утверждению представителей Львовской общественной организации «Скниловская трагедия» многие пострадавшие и до сих пор не получили денег. Однако особенно позорный оттенок эта история приобрела после того как Украина подписала мировое соглашение с Россией и Израилем о выплате компенсации жертвам российского Ту-154 авиакомпании "Сибирь", выполнявшего рейс Тель-Авив - Новосибирск, сбитого украинской зенитной ракетой С-200 в октябре 2001-го года. Украина выплатила родственникам погибших в среднем по 200 тыс. долларов. Скандальность ситуации состоит в том, что жизнь израильтян и россиян украинское государство оценило почти в 20 раз выше чем жизнь своих собственных граждан. Кроме того, предусмотрительные чиновники внесли в текст мирового соглашения пункт о том, что данный документ не может использоваться как юридический прецедент в украинских судах.

Ничего удивительного, что возмущенные украинцы, которых родное государство записало в людей второго или даже третьего сорта по сравнению с россиянами и израильтянами пытаются найти правду в Страсбурге. Впрочем, жертвы Скнилова не единственные кто испытал на себе горячую заботу украинской власти. Очень многое могли бы рассказать на эту тему, например, жители Новобогдановки, прогремевшей на весь мир взрывами артиллерийских складов. Власть отказала селянам в денежных компенсациях, так и статусе пострадавших, отделавшись лишь ремонтом разрушенных снарядами домов.

Жизнь украинца становится дороже

Последней громкой катастрофой в Украине стала авария на шахте им. Засядько. Многострадальная шахта, обильно политая кровью донецких шахтеров оказалось в центре внимания всей страны. Представители правительства чуть ли не в полном составе побывали на месте трагедии, раздав огромное количество обещаний шахтерским вдовам. И действительно, заботу о шахтерах нельзя сравнить с бедой погибших на «Скнилове» львовян. Выплаты компенсаций начались уже 21 ноября 2007 года почти сразу после аварии. Как заявил министр угольной промышленности Сергей Тулуб, средний размер компенсации за потерянного кормильца составил 300 тыс. грн.

Можно ли сказать, что у нашего государства проснулась совесть и оно начало по другому относиться к своим гражданам? Хотелось бы верить, но кто знает сколько бы получили родственники горняков, если бы перед в памяти еще не был свеж пример другой трагедии, которая произошла накануне в Днепропетровске в результате взрыва газа в жилом доме.
23 жителя Днепропетровска погибли в результате аварии газовых сетей «Днепрогаза», которые принадлежат государству. И кто знает, удалось ли бы родственникам жертв избежать судьбы жертв «Скнилова» или нет? Однако в данном случае арендатором государственного имущества, которое эксплуатировал «Днепрогаз», оказалось ЗАО «Комплексные энергетические системы».

Несмотря на то, что специальная комиссия самого «Днепрогаза» пришла к выводу что причиной взрыва мог стать несанкционированный отбор газа, вследствие которого в сети попал кислород, а сотрудники предприятия обнаружили около трех частных домов свежий асфальт на месте, где проходят газовые трубы, компания российского бизнесмена Виктора Вексельберга немедленно пришла на помощь к днепропетровцам. За каждого погибшего было выплачено по 110 тыс. долларов и компенсированы расходы на лечение и восстановление здоровья всех пострадавших. Наиболее пострадавшей от взрыва семье выплачено 2,828 млн гривен.

Когда речь идет о такой трагедии, то вряд ли здесь уместно такое слово как «повезло» в отношении погибших и их родных. Однако, кто знает что было с пострадавшими днепропетровцами, которые остались без родных и без крыши над головой, если бы сети находились в эксплуатации у государства? Вполне возможно, что они и сегодня жили бы в школах и общежитиях, а все свое время тратили бы на судебные разбирательства с родным государством, пытаясь получить хоть какую-то компенсацию.

Российская корпорация оказала финансовую помощь жертвам аварии в 10 раз большую, чем государство Украина жертвам авиакатастрофы в Скнилове. И почти в два раза большую, чем выплатили спустя две недели жертвам аварии на шахте им. Засядько в Донецке. И кто знает получили бы шахтерские вдовы эти 300 тыс. гривен, если бы перед этим Виктор Вексельберг не заплатил бы по 500 тыс. гривен жертвам Днепропетровска и не задал бы таким образом высокий стандарт компенсации за человеческую жизнь? Фактически, бизнесмен задал новый стандарт компенсаций после которого чиновникам было уже невозможно вести себя по скниловскому образцу.

К сожалению, вся техническая инфраструктура Украины находится в крайне изношенном состоянии. Правительства меняются одно за другим, но деньги в развитие и ремонт предприятий, транспортных коммуникаций и газовых сетей, государством практически не вкладываются и риск все новых катастроф не уменьшается.

Украина должна разработать эффективную систему защиты от техногенных катастроф и принять хотя бы какую-то систему законодательных актов, которые бы регулировали бы защиту людей пострадавших от аварий и особенно – по вине государства, как владельца технических средств ставших причиной катастрофы. Последние события показали, что в Украине много бизнесменов, общественных организаций и простых граждан, которые в меру своих возможностей помогают пострадавшим финансово. Однако без государственной системы все мы рискуем остаться один на один со своей бедой.

Роман Касатонов

Сколько стоит жизнь "маленького украинца"?



Вернуться назад