DataLife Engine > Христианская демократия > Визит Патриарха: без эмоций и поспешности

Визит Патриарха: без эмоций и поспешности

Архив 2008 р.

Визит Патриарха: без эмоций и поспешностиВизит Вселенского Патриарха в Киев оставил в обществе множество вопросов. Никаких радикальных событий в эти дни не произошло. Не оправдались ни надежды (или страхи) особенно радикальных политиков и церковников о том, что будут сделаны конкретные шаги в создании поместной украинской Церкви. Но это только на первый взгляд ничего не случилось. Возможно, этот визит со временем назовут «историческим».

Крупное поражение Москвы

Уже сам по себе приезд Вселенского Патриарха стал огромной победой Украины. И не случайно реакция Москвы была такой истеричной. Как пишет Интернет-издание «Обком», понять ее можно: «Алексий за годы полновластного царствования на постсоветском пространстве привык к своему исключительному имперскому статусу. А тут какая-то Украина набралась наглости расставить патриархов в порядке их именной нумерации: Варфоломей І – первый, Алексий ІІ – второй. Иначе как унижением и оскорблением никакой московский деятель эпохи Путина–Медведева – будь-то кремлевский чиновник, гэбист, глава правления «Газпрома» или Патриарх всея Руси – считать подобное по определению не может.

Был ли визит Варфоломея «неканоничным»? По этому поводу РПЦ могла бы возмущаться, протестовать, если бы не непосредственное участие в нем Патриарха Московского, сделавшего подобные протесты неубедительными.

Москва попала в ловушку: 21 февраля идею празднования 1020-летия крещения Киевской Руси озвучил президент Украины Виктор Ющенко. Именно он на встрече в Москве официально пригласил Алексия в Киев. Алексий 14 апреля встретился с Путиным и получил благословение на поездку в Украину. «Православное единство славянских народов», визит московского патриарха к своим неразумным киевским чадам – картинка нарисовалась россиянам вполне радужная. С этого момента все празднование в Киеве представляется как исконно российская инициатива, а Алексий – не гостем украинского президента, а чуть ли не полноправным хозяином «общеправославного» праздника.

И тут вдруг оказывается, что на торжество «коварный» Ющенко пригласил духовную особу, которая своим чисто формальным статусом в православной церковной иерархии меняет ситуацию на 180 градусов. Что самое интересное, Московский патриархат сам загнал себя в ловушку, поскольку согласно православным канонам пригласил делегацию Константинополя на свою «каноническую территорию». Варфоломей, уже получивший личное приглашение от Ющенко, с удовольствием предложение РПЦ принял и сам возглавил делегацию. После этого любые протесты и возмущения РПЦ выглядят жалкими.

Поражение в Киеве может иметь тяжелые последствия для Москвы и во всемирном масштабе. Не слишком искушенный в тонкостях константинопольской церковной дипломатии, Патриарх Алексий Второй парадоксальным образом укрепил позиции Вселенского патриархата в тех странах, среди тех православных народов, которые традиционно считались находящимися в орбите влияния Москвы. Сила "прецедентного права" в православной традиции велика – и если Московский Патриарх один раз "проглотил" "агрессивный поступок" Вселенского Патриарха, то совершить подобное во второй раз будет намного проще. Тем более, что (и это признают в самой Москве) преобладающей тенденцией современного "мирового православия" является ослабление позиций Московского патриархата. Стратегическими созниками Москвы за последние годы перестали быть Румынская, Болгарская, Элладская Церкви и символически очень значимый Иерусалимский патриархат.

Важные слова

Анализируя официальные тексты и публичные заявления Вселенского Патриарха в Украине, необходимо отметить их полное тождество с политической позицией нынешнего украинского руководства. Патриарх Варфоломей не сказал ничего "в поддержку Москвы", напротив – употреблял в ее адрес весьма резкие выражения, вплоть до "аннексии". Он также не дал никак обязательств относительно отказа от контактов с "раскольниками", напротив – постоянно заявлял о своем желании (и возможности) поучаствовать в преодолении украинских церковных разделений.

Украинское руководство смогло наладить эффективный диалог с Константинопольским патриархатом, учитывающий и его непростое политическое положение в современной Турции, и его связи с греками диаспоры, и его вековые противоречия с Москвой. Константинопольский патриархат воздал должное конструктивным усилиям украинских властей, заявив в лице Патриарха Варфоломея, что Москва аннексировала Украину в XVII веке и что передача Киевской митрополии под власть Московской патриархии не была каноничной и добровольной. Собственно, эта позиция, как мы уже неоднократно писали в преддверии визита Варфоломея в Киев, официально выражена во многих документах Константинопольского патриархата, в первую очередь – в Томосе об автокефалии Православной Церкви в Польше (1924 г.), расположенной преимущественно на землях древнерусского Галицкого княжества, включающей древние Перемышльскую и Кременецкую епархии Киевской митрополии и объединяющей в основном этнических украинцев.

Что дальше?

Безусловно, наивными были опасения Московской патриархии и надежды особо нетерпеливых украинцев, что Патриарх Варфоломей провозгласит в Киеве автокефалию Украинской Церкви и пойдет на конфликт с РПЦ МП. Важно то, что договоренности, достигнутые им 14 июля в Константинополе с Патриархом Филаретом и Митрополитом Мефодием, остаются в силе. Они положили начало процессу интеграции УПЦ КП и УАПЦ в "мировое православие", который может растянуться на годы, и еще не факт, что он непременно приведет к расколу с РПЦ МП.

Ключик к ответу на вопрос о возможном дальнейшем развитии событий дают договоренности, достигнутые 27 июля Патриархами Варфоломеем и Алексием на встрече "за закрытыми дверями". Главная договоренность – возобновить переговорный процесс между двумя Церквами, прерванный по инициативе Москвы. Предметом переговорного процесса, как пояснил глава ОВЦС УПЦ МП архимандрит Кирилл (Говорун), должно стать не что иное, как создание в Украине единой поместной Церкви. Константинополь не торопит события – логика геополитического развития современного мира, в частности и в особенности Восточной Европы, сама неизбежно ведет Украину в сферу влияния Константинопольского патриархата.

Все это приводит наиболее одиозных представителей РПЦ в состояние настоящей истерии. Промосковская «православная общественность» соревновалась в оскорблениях в адрес Вселенского Патриарха, называя его "еретиком", "раскольником", "агентом ЦРУ" и "предтечей антихриста". Даже у святых врат Киево-Печерской лавры Алексия Второго встречали с плакатами: "Никогда не будем молиться с Варфоломеем! Наш Патриарх – Алексий!" Скандально известный диакон РПЦ Андрей Кураев дошел в своих обвинениях до откровенного маразма: «У него (Варфоломея) база защиты в США, там греческое лобби. Как польский президент – проводник американских идей в политике, так Константинопольский патриарх – проводник американских идей в религии и даже более, чем папа Римский».

Если даже Константинопольский Патриарх не примет непосредственно под свой омофор в ближайшее время представителей украинских церквей, то его визит на многие годы останется значимым для Украины символом, который благословил "немосковский" путь развития этой страны. Именем Вселенского Патриарха, "который был здесь", "который говорил с нами и поддерживал нас", будет сделано очень много шагов в сторону духовного обособления Украины от Московского патриархата. А шумная демонстрация немногочисленных активных сторонников Московского патриархата, которую весь мир наблюдал в дни визита Патриарха Алексия в Киев, как-то не убеждает, что эти сторонники смогут на что-то серьезно повлиять. Перед Москвой стоит однозначный выбор: или стать участником процесса, который в любом случае закончится созданием независимой украинской церкви и сохранить дружественные отношения с украинским православием, либо иметь дело со структурой, родившейся в боях с Москвой, со всеми вытекающими последствиями.

Вопросы автокефалии – это не вопросы нескольких дней или недель. Церковь мыслит совсем иными временными категориями. И нетерпеливым политикам и мирянам необходимо это понимать.

Архив 2008 года,
газета "Христианский Демократ"

Украиноязычная версия статьи: Візит Патріарха: без емоцій і поспіху



Вернуться назад