А.С.Д. в Google News - натисніть Підписатися

У трёх оппозиций власть без присмотра

Артем Сущевский,
обозреватель


'УТри оппозиции, образовавшиеся у нас в Парламенте – это вполне показатель того, насколько так называемые «демократические силы» у нас способны к сотрудничеству. Никак не способны. Страшно подумать, что в случае победы Тимошенко вся эта оргия дележа власти наблюдалась бы не с лёгкой усмешкой по поводу разобщённости оппозиционных сил, а с ужасом относительно того, что творится в высших эшелонах власти. Бог миловал – пронесло. К власти пришла вполне прагматичная сила, которая действует спокойно и без суеты. Европа, которая авансом поддержала Януковича, может быть довольна – они не прогадали с поддержкой, и если на данный момент европейцы заинтересованы в стабильности в Украине, то ПР – не то чтобы идеальный, но единственный вариант – это точно.

То, как был проведён через Парламент Азаров – особенно яркий показатель. Задним числом становится ясно, что две другие, компромиссные фигуры – Тигипко и Яценюк – подавались к рассмотрению для проформы, для демонстрации готовности к компромиссам, но никак не с целью оного. На фоне неспособности новых оппозиционеров к слаженным действиям у ПР оказались практически развязаны руки, отчего и процесс формирования нового правительства проходит очень быстро и внешне без сучка без задоринки. С одной стороны, на сегодняшний момент это не может не радовать, так как стране нужна работа, а не политические баталии, и появляется шанс на то, что эта работа будет начата в сжатые сроки. С другой же стороны…

С другой стороны – это не может и не вызывать определённых опасений. Диктатура – это не только сильная власть. Это ещё и слабая оппозиция. В диктатуре есть свои сильные стороны, особенно важные в кризисные времена. Но – и много хорошо тоже плохо. Без оппозиционного давления любая власть со временем расслабляется и неизбежно развращается. Тот процесс демократизации, который ПР вынужденно прошла за последние пять лет, может сойти на нет, если регионалы почувствуют полную свободу действий и их безнаказанность.

Можно по разному относиться к опыту соседей – России и Белоруссии. Этот опыт может вызывать и симпатию, и отторжение. Определённые положительные стороны присутствуют, но присутствует и достаточно жёсткая политика в отношении личных свобод, которая в России всё более ужесточается, а в Белоруссии и не ослабевала. Демократия абсолютно не является синонимом свободы, да, это так. Свобода не обеспечивается автоматически присутствием демократических институтов. И свобода также не устраняется автоматически их отсутствием или ослаблением. Но определённая взаимосвязь конечно же присутствует. Когда власть определённой группировки достигает определённой степени бесконтрольности со стороны оппозиционных групп, действующая власть неизбежно предпринимает все возможные действия по полному устранению оппозиции. И даже небольшая активизация оппозиционных сил вызывает совершенно неадекватную по силе ответную реакцию, которая из политической области перемещается в область общественную – затрагивая уже непосредственно гражданские свободы. Что мы сейчас в России и наблюдаем.

Слабая оппозиция – это очень опасный фактор. Отсутствие конкуренции приводит к монополизации, и как следствие – к злоупотреблениям монопольным положением. Поэтому то, что происходит у нас в оппозиционном лагере – тенденция не очень хорошая. Особенно на фоне практически исчезновения в Украине социалистически ориентированного движения (подробнее смотри «Красное на розовом» и «Сон красных рождает коричневых»). Вступление КПУ в коалицию делает социалистическое движение и вовсе формальным. В совокупности эти факторы могут превратить опасения о «диктаторских замашках» Януковича в реальность.

Понятно, что это пока достаточно отдалённая перспектива. В ближайшее время три разновекторных оппозиции будут только вносить сумятицу в общий процесс. Сумятица, впрочем, как показывают последние события, преодолевается достаточно эффективно. И, если и дальнейшие действия новой власти будут настолько же грамотные и взвешенные, а оппозиционеры не предпримут в ближайшее время никаких объединяющих шагов, грядущие парламентские выборы могут существенно снизить оппозиционное представительство в Верховной Раде. Плохо это или хорошо – смотря чего ждать и чего бояться. Всё зависит от степени концентрации власти «в одних руках». Большинство, способное к изменению Конституции – уже спорное по последствиям достижение. С одной стороны, это реальная возможность вернуться к вопросу федерализации (что, если отбросить чисто националистические предубеждения, однозначно перспективный путь). С другой – присутствуют варианты реализации властного сценария «российского типа».

Впрочем, так далеко загадывать вряд ли возможно. С приходом к власти прагматичных регионалов Украина хоть и вступает в «полосу предсказуемости», но явно не до такой степени, чтобы можно было заглядывать вперёд на продолжительное время.

0 коментарів

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии