DataLife Engine > Политика > Жертвы «местного» закона

Жертвы «местного» закона

Жертвы «местного» закона11 июля Верховная Рада нанесла серьезный удар по бизнесу партийной торговли в Украине. А заодно и по «культу личности» в украинской политике. Новый закон о местных выборах сводится к нескольким принципиальным положениям:

- кандидатов в местные советы могут выдвигать только политические партии. Это касается и мажоритарных округов, которые осенью вернутся в нашу политику.
- политические блоки не допускаются к выборам. Участвовать в них каждая партия может только самостоятельно и только под своим брендом.
- принимать участие в выборах могут только те местные организации партии, которые зарегистрированы в данном населенном пункте не менее, чем за год до даты проведения выборов.

Именно за эти принципы, закон подвергается серьезной критике, как со стороны политиков, так и экспертов. Тем не менее, новый закон нельзя не признать прогрессивным, пусть даже мотивы у парламентских партий были самые, что ни на есть меркантильные – минимизировать конкуренцию со стороны наскоро слепленных и искусственно раскрученных под конкретные выборы политических «звезд».

Партийным строительством по культу личности

По большому счету политическая деятельности в Украине осуществляется следующим образом:

1. Некий бизнесмен или чиновник, удачно попавший в информационную струю, начинает активно раскручиваться в СМИ за свои или спонсорские деньги.
2. Под более или менее удачно раскрученный образ «нового политика» создается новая «незапятнанная, молодая, энергичная» и так далее политическая сила. Если раньше политические бизнес проекты маскировались под социал-демократию, либерализм или другую серьезную идеологию, то теперь такие проекты называются как-нибудь вроде «Фронтовая Украина» или «Сильные Перемены».
3. Создается именной блок имени очередного «сильного фронтовика». В блок сбегаются чуткие к переменам «незапятнанные лица» как в Киеве, так и в провинции.
4. Блок или партия используется как одноразовое средство для прохождения в советы и прежде всего в Верховную Раду.
5. Как тот самый использованный презерватив, проект либо выбрасывается на помойку, либо влачит жалкое существование, оставшись без потерявших к нему интерес спонсоров.

Естественно, такая схема очень удобна – гораздо проще раскрутить одного единственного человека, чем ставить на ноги целую партию. К тому в случае с партией необходимо проводить серьезную работу – исследовать и развивать идеологию, развивать региональные структуры, подбирать соответствующим образом кадры и так далее. Это работа не на один и даже не на 2-3 года. И даже не на пять лет. В то время как с одним-единственным персонажем гораздо проще – провозгласили его «сильным лидером» и душевным парнем, купили специально под него парочку мертвых, но официально существующих партий – и собирай электopaльный урожай!

Жертвы местного закона

Пострадавшие от нового закона делятся на три категории:

1. «Яркие Лидеры» и их бизнес-проекты

Главными пострадавшими стали трое – Тигипко, Яценюк и Блок Юлии Тимошенко. Сюда же можно с оговорками отнести и Анатолия Гриценко с Вячеславом Кириленко с его «За Украину!» - в этих двух случаях термин «бизнес-проект» не совсем справедлив. Пострадали и прилипалы из мелких «диванных» партий, которые проходили в советы в обозе у крупных партийных акул.

Потери уже подсчитаны:

- У Тигипко смогут принять участие в выборах лишь партийных 427 ячеек на местах. А вот 785 местных организаций недавно подобранной им Трудовой партии, которая нынче именуется «Сильной Украиной» останутся не удел.

- партия «Батькивщина» едва избежала переименования в «Батькивщину Юлии Тимошенко» и в любом случае недосчитается значительной части голосов в регионах. Политическая сила Блии владимировны годами раскручивалась как проект одного лидера. На вершину возносилось имя Юлии Тимошенко, а не название партии – в итоге все знают что такое БЮТ, но далеко не все избиратели способны назвать имя вождя некоей партии «Батькивщина». Избиратели в районах и поселках не найдя в списках знакомой аббревиатуры из букв Б, Ю и Т, от неожиданности могут проголосовать за кого угодно. Единственное утешение для бютовцев – благодаря этому же закону в списки не попадут конкуренты от Яценюка, Тигипко и прочие.

А вот что будут делать прилипалы БЮТ из Народного Руха и ПРП не понятно - в блок их не возьмут, ибо запрещено. В итоге, либо они останутся без депутатских мандатов, либо пойдут самостоятельно и начнут отбирать голоса у своей госпожи или на местах начнется массовое бегство их этих структур в собственно «Батькивщину». При этом разрушая родные партии и усиливая грызню за мандаты в партии Тимошенко, и без того ужавшейся в своих возможностях после поражения в январе 2010 года.

«За Украину!» Вячеслава Кириленко выставит на выборы всего 199 ячеек, при 209 «пролетевших» - нет. В «Гражданской позиции» Анатолия Гриценко участвовать в выборах смогут выдвиженцы 106 ячеек, в то время как 66 - не смогут.

У Яценюка ситуация вообще аховая. К выборам будет допущено всего 19 партийных организаций. 631 ячейка оказывается в пролете. Справедливости ради – Арсений (как и Гриценко) не занимался приобретением готовой партии, а создавал ее с нуля. Впрочем, возможно он просто пожадничал тратить деньги или будущие депутатские мандаты на проходимцев от партийного бизнеса.

2. Партийные бизнесмены

Серьезно пострадали владельцы предлагаемых к продаже бумажных партий. Большинство из них сводятся к 1-2 акционерам и свидетельству о регистрации в Минюсте. Никаких местных ячеек они не имеют и новый закон резко убивает их товарную привлекательность. Так, например, по имеющейся информации, несколько месяцев назад, одна из малоизвестных партий была куплена бизнесменами из одного южного региона Украины за несколько сотен тысяч долларов. Партии приобретаются если не за деньги, так за гарантии проходного места в партийных списках. Теперь же ценность таких бумажных структур резко падает.

3. «Незапятнанные лица»

В идиотской ситуации оказываются пронырливые местные бизнесмены и функционеры, ринувшиеся в «перспективные» проекты Тигипко, Яценюка и прочих. Вместо вожделенных депутатских мандатов под флагом раскрученных лидеров они получают дырки от бублика. Причем, встраиваться в большие старые партии уже нет времени.

Прогресс на лицо

При всех стонах и криках о недемократичности со стороны пострадавших, закон однозначно прогрессивен. Что мешало тому же Сергею Тигипко создавать свою политическую силу последние лет пять? Отсутствие денег? Ему казалось более простым – бросить миллионы долларов в проплаченные СМИ, быстро и стремительно раздуть яркий мыльный пузырь и взлететь на нем к политическому Олимпу. Более простым, чем долгими годами кропотливо создавать структуры на местах, заниматься такой скучной идеологией и воспитанием кадров.

Партия Регионов избежала соблазна выстроить шаткого колосса под названием «Блок Януковича» и заняв весьма жесткую позицию по отношению к собственным политическим прилипалам сохраняет себя как структуру весьма дисциплинированную и боеспособную. Никто не мешал Юлии Владимировне вместо информационного самолюбования, строить такю же организацию?

Кто заставлял Юлию Тимошенко годам раздувать мыльный пузырь имени себя любимой, вместо того, чтобы наконец-то сделать партию именно партией, а не системой избирательных штабов, работающих только после заправки деньгами из избирательных закромов? Кстати, а какая все-таки идеология у партии «Батькивщина»? Как там поживает украинский «солидаризм»?

Так или иначе, избиратель рано или поздно поинтересуется – что же такое конкретно «сильная Украина» и на какой-такой «фронт» его зовут? И ради каких перемен? Рано или поздно любой партии придется или заняться такими скучными вопросами как «идеология» (при чем не на уровне одних лишь лозунгов) и «партийное строительство» или сдуться.

Отсутствие нормы «самовыдвижения» также исключительно позитивно. Явление, когда некий бизнесмен, распихивая пачки денег по редакциям местных газет и громко выкрикивая, что «он не за партии, а за народ» - это ведь явление из разряда «любая кухарка может управлять государством». В любой серьезной для общества профессии, кроме разнорабочих и грузчиков, человек может работать, лишь получив определенный диплом, лицензию и став участником своей профессиональной структуры. Почему же в такой важнейшей сфере как политика, может работать любой дилетант, за которого никто не несет ответственности? А ответственность обязаны нести именно партии.

Ну и естественно все это будет способствовать политическому структурированию общества и установлению более-менее стабильной политической системы.

Что дальше?

Позитивные тенденции в новом законе о местных выборах должны быть развиты и на всеукраинском уровне. Естественно, запрещать именные и любые другие блоки на выборах в Верховную Раду вряд ли реально. Да и нужно ли? Все-таки это выборы несколько иного рода и масштаба. Тем не менее, необходимо как минимум повысить проходной барьер для блоков из нескольких партий. Если барьер в Верховную Раду составляет сегодня вполне разумные 3% голосов избирателей, то для блоков он мог бы составить 5%, а то и все 7%. Хотя в украинской реальности, запрет на использование избирательных блоков и в Верховной Раде, скорее оздоровил бы нашу политику.

Выиграют от этого все, в том числе и сами политические силы. Большие партии избавятся от раздрая и постоянных склок со стороны «меньших», но очень «гоноровых» братьев по блоку, усилится дисциплина.

Как ни странно, для малых и средних партий это также будет большим плюсом. Сегодня эти партии существуют исключительно как вывеска под которой один-два партийных бонзы пробираются в парламент в списках блока, который тянет на себе другая большая партия. Такие партийные вожди специально тормозят развитие своих же партийных структур оставляя их в статусе «диванных» и избавляясь от любого более-менее яркого и способного партийца, опасаясь за эти драгоценные 1-2 места в списке и охраняя их с яростью сторожевого волкодава.

Так или иначе, по рынку партийно-политических услуг нанесен серьезный удар и теперь украинская политическая система получает новый стимул для развития.

Михаил Скорич



Вернуться назад