DataLife Engine > Экономика > «Чтоб дурь каждого была видна…»

«Чтоб дурь каждого была видна…»

«Чтоб дурь каждого была видна…»В области защиты прав предпринимателей на сегодня сформировалась группа достаточно экзальтированных политиков, соперничающих между собой за обладание заумным термином «дерегуляция». Это Михаил Бродский, Александра Кужель и Инна Богословская.

Все они в свое время руководили правительственным комитетом по защите прав предпринимательства, однако это не добавило им духа последовательной кропотливой работы и логического мышления. Все они остановились на «майданной демократии», поэтому отдельные их высказывания вызывают сильное удивление.

Михаил Бродский, придя на должность главы комитета, сформулировал свое направление деятельности как «поддерживать легальный, социально ответственный бизнес, но при этом и спрашивать с него за уплату налогов по-другому». Генеральная линия получила достаточно неожиданное продолжение.

Для вывода заработных плат «из тени» было предложено внедрить индикативные зарплаты по отраслям деятельности (на основании данных статистики и предложений по трудоустройству), с которых будут принудительно платиться сборы во все социальные фонды. В своем «праведном гневе» на «частных предпринимателей-единоналожников, не желающих пополнять пенсионный фонд» он совсем немного ошибся в использовании терминологии. Взносы в социальные фонды – не налоги. Это взносы в систему страхования, основанную на принципе «заплатил-получил». Поэтому загонять туда всех из-под палки не слишком благородное занятие. Быть может, наведя там порядок и восстановив реальный механизм накопительного пенсионного страхования (при котором назначаемая пенсия будет логично увязана с источником ее накопления) можно будет обойтись без назначения «врагов народа».

Далее последовала «защита бизнеса от хаоса»: «Если вы строите заправку, то должны быть уверены, что возле нее не построят другую. Если вы вкладываете деньги в строительство супермаркета, то должны быть защищены от того, что рядом не появится еще два аналогичных, возведенных с нарушением норм». Михаил Бродский видимо забыл, что конкуренция – единственная движущая сила и регулирующий механизм рынка. Вероятно, после подобного решения Антимонопольный комитет должен будет войти подчиненной структурной частью в комитет Бродского, а он будет раздавать «индульгенции» на отстрел клятых конкурентов.

Наконец, созрела «глобальная идея об ответственности чиновника». В этом направлении Михаил Бродский пошел гораздо дальше инициативы своей предшественницы Александры Кужель (она же на тот момент – предвыборный рупор Юлии Тимошенко) о декларативном принципе регистрации предпринимательской деятельности. «Я считаю, что не может быть такого вида регистрации, как молчаливое согласие. Это не новый вид регистрации, это просто предупреждение чиновникам, что они обязаны вовремя отвечать людям и четко выдавать документы, если на то есть основания, или вовремя отказать. Иначе это превратится в плату чиновнику за молчание. Поэтому в закон о наказаниях мы вписали норму: если вступил в силу принцип молчаливого согласия, виновный в этом чиновник попадает под санкции». Двести минимальных заработных плат были определены как вполне причитающееся наказание. Чего мелочиться в пересчете на формальную заработную плату в государственных органах – «все ведь живут на нетрудовые доходы». Сергею Тигипко удалось каким-то чудом вежливо остановить данную впечатляющую инициативу пожеланием расписать в «проекте закона» критерии и процедуру наступления подобной ответственности, как это принято в юридической практике. Однако кроме обиды и заявлений Михаила Бродского о «мелочности всяких вице-премьеров - реформаторов» ничего не изменилось.

Наконец, самое важное. Призывы к «справедливой уплате налогов» хотелось бы слышать из уст человека, который сам хотя бы немного отличается духом праведности. Сложно представить, что Михаил Бродский спорил с Игорем Коломойским о том, кто похудеет быстрее, на миллион долларов, с которого были уплачены все налоги. Если же это не так, то он нарушает стратегический баланс интересов для «больших» и «маленьких»: вам – офшоры, нам – единый налог. И высшая сила соответствующего исповедания его за это накажет.

Первым пламенным оппонентом Михаила Бродского выступает Александра Кужель, у которой с ним личный конфликт. Как с человеком, неожиданно сменившим ее на должности и кардинально поменявшим политику комитата «на корню». Хотя ее перспективные планы аналогично удивляют своей неожиданностью. «В налогообложении сейчас как никогда важны сбор финансовой и экономической информации, косвенные методы… У нас нет понимания необходимости внедрения косвенных методов налогообложения. Как государственный человек, я хочу, чтобы они были. Необходимо выписать косвенные методы не постановлением Кабмина, а прямо нормой в законе. Я не хочу видеть налоговика, если я честно работаю. Для остальных налоговая должна косвенными методами контролировать рентабельность, если она ниже, чем в среднем по данной отрасли деятельности. Если я смотрю, что вы просто неудачник, то у вас и рентабельность меньше. Или вы выживаете на том, что даете цену несколько меньше, и поэтому у вас рентабельность ниже. Я вас оставила в покое, я к вам и не пришла, я вижу, что вы действительно показываете то, что у вас есть. Но если я вижу, что вы занижаете как минимум в два раза доходы, то вам предстоит комплексная проверка». Александра Кужель, вероятно, забыла, что вместо «сидящего под кустом налогового инспектора, контролирующего оборот» в развитых западных странах давно придуманы кассовые аппараты. А что при нашем уровне коррупции насчитает вам налоговый инспектор «косвенными методами» - давно известно.

Далее следует еще одна «прогрессивная мысль»: «На самом деле нигде в мире налоговую декларацию никто сам не заполняет. Это давно нужно упростить. Есть налоговые консультанты. Это не проблема, но это не своевременно». Вполне вероятно, что столь известная личность, как Александра Кужель, декларацию сама не заполняет. У нее есть штат, кому это сделать. А вот во сколько обходятся обычным предпринимателям услуги «сторонних специалистов» хорошо известно с середины 90-х годов, когда Алексадра Кужель выступала пламенным сторонником обязательного аудита всех предприятий перед подачей налоговой отчетности. Ответственности за достоверность подобного обязательного аудита «на коммерческих началах» так никто и не понес. Но денег из «ЧП» и «ООО», еле сводящих концы с концами, было выплачено немало. Вот, что значит «масштаб мышления».

Инна Богословская ушла в свое время с поста руководителя Госкомитета по регуляторной политике после отставки своего «идеологического соратника» по «Команде озимого поколения» (2002) Валерия Хорошковского с должности министра экономики. Ушла шумно: с антиазаровскими заявлениями в прессе и введением в оборот самого полюбившегося термина «азаровщина». Однако на сегодня «азаровщина» живет и побеждает, а Инна Германовна уже «колеблется вместе с политической линией» Партии регионов.

Очередной «план развития страны», предложенный кандидатом в президенты Инной Богословской на президентских выборах 2010 года назывался по-прежнему амбициозно: "Дорога правды. Робота, порядок, вера". Теперь прочитаем стратегический замысел в одном из его предыдущих вариантов: «Никогда ни одна система не способна реформировать сама себя. С целью проведения коренных реформ необходимо пересмотреть систему принятия государственных стратегических решений - временно (ориентировочно 3 года) передать полномочия Центру стратегических реформ. Порядок деятельности Центра. Наблюдательный совет: президент, премьер-министр, спикер парламента, руководящие лица фондов, принимающих участие в финансировании реформ. Персонал набирается по контракту на конкурсной основе из лучших специалистов. Формирование подотчетной, но в меру независимой структуры позволит исключить бюрократизм, протекционизм и местничество». Грандиозно. Особые полномочия правительства Леонида Кучмы (1992) с правом издания «декретов» - проходили. Особые полномочия президента Леонида Кучмы с правом издания указов, имеющих силу закона («переходные положения» конституции 1996 года) – проходили. Безграничные полномочия президентской администрации, вообще не прописанной в Конституции в качестве отдельного органа – проходили. Теперь создадим следующий чрезвычайный орган, который «железной рукой загонит человечество к счастью».

Не тот масштаб мышления у всех этих людей, чтобы снизойти до уровня проблем обычного предпринимателя. Им подавай политику. Грандиозность замыслов – глобальность свершений. А надо бы – на производстве поработать, за торговым прилавком постоять, на зарплату частного предпринимателя пожить. Логике рассуждений очень помогает.

Сергей Бочкарев



Вернуться назад