Страсти по нейтралитету


'Страсти«Внеблоковый статус» Украины может окончательно «добить» наше государство

Принятый Верховной Радой проект закона "Об основах внутренней и внешней политики Украины", который обозначил отказ руководства нашего государства от интеграции в Северно-Атлантический Альянс, в отличии от «харьковских договоренностей» яблоком раздора не стал. В основном к его принятию отнеслись спокойно; ни депутаты, ни простые граждане не порывались и не порываются особо протестовать против этого нормативно-правового акта. Ведь, если верить социологическим опросам последних 3-х лет, идею интеграции Украины в НАТО поддерживают лишь около 30% граждан.

Однако стоит задуматься: чем может Украине обернуться этот самый «внеблоковый статус»? Задуматься, так ли уж хорошо и почетно, а главное – экономически выгодно быть нейтральным или хотя бы внеблоковым государством?

Рассмотрим все аспекты проблемы.

Политический аспект

Итак, для того, чтобы внеблоковый статус имел какие-то реальные последствия, необходимо как минимум иметь доверительные отношения с соседями, а также крупными геополитическими игроками. В случае с Украиной такого порядка вещей просто не существует – мы имеем перманентные ухудшения в отношениях с соседями – Россией или, например, с той же Румынией.

Для того же, чтобы быть не просто внеблоковой, а нейтральной страной (за что у нас иногда ратуют некоторые недалекие политики), необходимо признание такого статуса всем мировым сообществом. Признание в свою очередь должно быть подкреплено конкретными гарантиями безопасности. В случае с Украиной не выполняются даже те гарантии, предписанные Будапештским договором 1995 года, в первую очередь – со стороны РФ.

При этом история неоднократно доказывала, что нейтральный статус не обезопасит от внешней агрессии. Например, нейтральный статус Бельгии в 1940 году не помешал нацистской Германии захватить эту страну.

К слову: в Европе крупных внеблоковых государств, таких, как Украина, нету вообще, зато такими есть более отсталые страны Азии, Африки и Южной Америки. Только вот вопрос, стоит ли Украине на них равняться. Если же говорить про Европу, то нейтральные страны, такие как Швеция, Финляндия, Австрия являются членами ЕС, что хоть как то обезопасит их в случае возможных посягательств на их суверенитет и территориальную целостность со стороны третьих государств. К тому же, их геополитическое положение и экономический потенциал не представляют особого интереса. Как и Швейцарии - одного из европейских нейтралов, который не является членом ЕС.

Экономический аспект проблемы внеблоковсти еще более красноречив. Как свидетельствует статистика, внеблоковое государство выделяет на нужды обороны больше средств, чем страны НАТО. Например, нейтральная Швеция тратит на оборону 608 у.о. в год в расчете на одного гражданина, в 4,5 раза больше, чем Польша, которая является членом НАТО, нейтральная Финляндия - 745 у.о., что в 5,5 раз больше, чем в Польше и почти в 2 раза больше, чем. Например, Испании (415 у.о.).

Встает резонный вопрос: если мы хотим быть внеблоковым государством, откуда нам брать средства на содержание хотя бы более-менее боеспособной армии? Ведь в прошлом году, например, на нужды ЗСУ было выделено немногим более 1% из бюджетных средств. Из расчета на одного человека на оборону в Украине тратиться 25 у.о. Можно ли с такими расходами гарантировать безопасность хоть от кого-нибудь?

Еще один неприятный момент, который влечет за собой внеблоковый статус – это необходимость возвращения ко всеобщему воинскому призыву. А это значит, что у нас будет как в России, когда студентов специально отчисляли из вузов, чтобы покрыть недобор кадров в вооруженные силы. Интересно, как такой подход будет сопоставим с обещаниями некоторых политических сил, которые формируют сейчас правящую коалицию, согласно которым (обещаниям) уже с осени этого года не должно быть призыва, а со следующего года должен начаться полный переход армии на контрактную основу?

Уже учитывая все перечисленные факторы, решение украинского парламента никак нельзя назвать дальновидным. При этом мы не назвали еще один немаловажный фактор, про который украинские политики не любят упоминать. Речь о том, что все влиятельные страны мира есть членами военно-политических блоков, иными словами – участниками систем коллективной безопасности. На континенте в данный момент есть две таких системы: НАТО, куда входят развитые страны Запада и так называемая ОДКБ - Организация договора о коллективной безопасности – малоэффективная система коллективной безопасности, сконструированная прежде всего для отстаивания интересов России на постсоветском пространстве, представленная, кроме самой РФ, Арменией, Беларусью, странами Средней Азии. Других систем коллективной безопасности пока нету, все разговоры про формирование единой Европейской системы коллективной безопасности пока не более чем спекуляции. Хотя в такой системе украинское правительство видит и Украину. В таком случае логика нашей власти вообще не подается никакому осмыслению: как одновременно можно иметь внеблоковый статус и одновременно быть членом военно-политического союза (а любая система коллективной безопасности есть именно военно-политическим союзом)?

И наконец еще один маленький, но само собой напрашивающийся вопрос: про какую внеблоковость Украины может идти речь, если на ее территории стоит российский флот?

Одним словом, на данный момент Украина самостоятельно не в состоянии обеспечить свою безопасность. А значит, рано или поздно придется выбирать, с какими государствами нам нужно скооперироваться – с успешными, влиятельными странами Запада, странами с наиболее развитыми экономиками, со странами которые отстаивают демократические ценности или же с полудеспотическими и чужими нам ментально Китаем, Россией, странами Средней Азии и Закавказья?

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии