Основной целью программы приватизации будет наполнение бюджета


Фонд государственного имущества в лице своего главы Александр Рябченко представил правительству программу приватизации на 2010-14 годы. Новая программа предполагает отказ от процедуры поиска «промышленного инвестора». «Практика показывает, что далеко не всегда можно найти инвестора, который уже работает в том же профиле, что и приватизируемое предприятие, либо является потребителем его продукции». С сегодняшнего дня активными участниками приватизации вполне могут стать непрофильные, в том числе инвестиционные компании. Расширение круга участников призвано решить вопрос конкуренции. «Сегодня конкуренция на приватизационных конкурсах очень слабая», — констатировал глава фонда госимущества.

Следует согласиться, что отечественная практика использования понятия «промышленный инвестор» ранее неоднократно приводила к скандалам вокруг приватизационных конкурсов, поскольку позволяла подгонять условия под конкретного участника. Однако отказаться от этого понятия – значит принципиально пересмотреть направленность приватизации. Понятие «промышленный инвестор» было введено в период Леонида Кучмы в момент начала приватизации крупных промышленных объектов. Тогдашний глава Фонда государственного имущества Михаил Чечетов: «Следует отдавать предпочтение таким инвесторам, которые прежде всего обеспечат развитие производства, его выход на качественно новый уровень конкурентоспособности и эффективности… Главную свою задачу в процессе приватизации Фонд госимущества видит в поиске эффективного собственника, способного не только профессионально управлять бесхозной государственной собственностью, наладить эффективный менеджмент, но и инвестировать собственные денежные средства в развитие производства, его техническое обновление».

В период Виктора Ющенко аналогичной позиции придерживался руководитель ФГИУ Виктор Бондарь: «То, что Фонд ограничивает количество участников — это однозначно. Для этого и существует промышленный инвестор и право Фонда устанавливать дополнительные условия. Говорить о том, что мы не имеем права ставить ограничений — не правильно. Другое дело, насколько эти ограничения правомерны. Они должны рассматриваться с экономической, а не с юридической точки зрения. Вот в чем проблема».
Процедура отбора «промышленного инвестора» была призвана отсечь от конкурса спекулятивный капитал неизвестного происхождения и отобрать участников, готовых вкладывать деньги в развитие предприятия. Перед «промышленным инвестором», как правило, ставились задачи сохранить производственный потенциал и социальные гарантии трудовому коллективу. Своей высшей точки идеология достигла при Валентине Семенюк, которая отдавала предпочтение таким условиям конкурса, как «инвестиционные обязательства» и «социальные обязательства», перед сиюминутным получением денег в бюджет. Речь шла даже о том, чтобы неэффективные государственные предприятия продавать за символическую сумму под обязательства нового собственника. С последующей реприватизацией при их невыполнении.

Отказ от формального разделения на «промышленных инвесторов» и «спекулянтов имущественными правами» может привести к достаточной конкуренции на этапе продажи, но абсолютной неопределенности дальнейшей судьбы объекта. Предприятие может приобретаться с целью его обычной перепродажи, разделки на вторсырье или просто для ликвидации конкурента.
Хотя с философской точки зрения, при любом варианте приватизации неизбежно должны пройти несколько волн перераспределения промышленной собственности, чтобы эти капиталы остались у тех, кто умеет ими пользоваться.

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии