DataLife Engine > Аналитика > Дмитрий Панько: Оппозиция без БЮТ

Дмитрий Панько: Оппозиция без БЮТ


Дмитрий Панько: Оппозиция без БЮТ
Дмитрий Панько
Директор Агентства Стратегічних Досліджень


Как и раньше, местом главных интриг украинской политики остается территория ее правого центра. Это и неудивительно – в нее легко помещаются и либералы, и националисты и вообще – все те, кто «против коммунистов». Естественно, что все претенденты на звание «третьей силы и нового лица» нашей политики сосредоточились именно здесь.

А главной интригой на ближайшие несколько месяцев является формирование новой неБЮТовской оппозиции. Демократической оппозиции без Юлии Тимошенко.

С какой иронией, мы бы ни относились к нашим «молодым демократам» на сегодня перспектива третьей силы прячется где-то здесь. Список невелик: Арсений Яценюк, Сергей Тигипко, Валентин Наливайченко. Где-то рядом, при желании можно увидеть Анатолия Гриценко. И даже Вячеслава Кириленко, но это при очень большом желании… Несколько слов о перспективах и достижениях

Сергей Тигипко

Сразу же следует оговориться – при всем при том, что Сергей Тигипко стал частью политического режима Януковича, исключать его из этого списка нельзя. Хотя бы потому, что топтаться он будет именно по данному электоральному полю - пусть не в качестве украинского патриота, но зато в виде рыночного реформатора.

Главный плюс Тигипко – это солидный результат, полученный на президентских выборах. К тому же, голосовавшие за него избиратели не сосредоточены в одном регионе, а вполне равномерно распределены по все Украине в районе 13%. Теоретически, опираясь на него, он мог бы оптимистично смотреть в будущее. Однако, надо понимать – говорить, что у Тигипко есть свой собственный электорат, мягко говоря, слишком рано. Тигипко сумел воспользоваться частью электората Тимошенко и Януковича, но тот еще вполне может вернуться "домой".

Да, в каждой области есть определенное количество домохозяек, млеющих от его мускулистого торса, и есть слой мелких предпринимателей, которые именно в европейской внешности экс-банкира видят образец современного рыночника-либерала. Но такая «электоральная платформа» не может быть устойчивой по определению, даже в наше время цветных телевизионных образов и гламура.

Кроме того, успех Тигипко во многом заждется на мазохизме украинского избирателя. В Европе средний класс настороженно относится к крупным капиталистам, прекрасно понимая, что именно они главная угроза мелкому бизнесу за счет своего стремления к поглощению более слабых, к монополизму и олигархизму. У нас же предприниматели вдруг увидели своего спасителя в банкире и бывшем комсомольском функционере, нажившем огромное состояние в период «дерибана» комсомольской и общенародной собственности. Что общего Тигипко имеет с проблемами рыночных торговцев, маленьких мастерских и магазинов, всех тех, кто кровью и потом выживал все эти годы и тех, кто стонет под тяжестью банковских кредитов?

Впрочем, даже такой короткий блиц-анализ не подразумевает никаких эмоций, поэтому обратим внимание только на то что такая ситуация возможна во многом за счет того, что Тигипко еще никто по серьезному не «мочил» в информационном пространстве.

Сергею Леонидовичу необходимо более тщательно выстраивать свою линию и как партийному лидеру, и как члену действующего Кабмина. Представителям мелкого бизнеса, ипотечникам и другим категориям формирующегося среднего класса могут напомнить, что господин Тигипко в свое время основал не только банковский бизнес, но и коллекторское агентство, для выбивания денег из сограждан, попавших в кабалу к банкирам. Впрочем, благодаря новому проекту Налогового кодекса, прозрение у мелкого бизнеса в отношении своего бывшего кумира уже начинается, что и подтвердил ряд митингов протестов предпринимателей против Тигипко и его налогового детища.

Заслуживают внимания и инициативы вице-премьера по введению штрафов для населения за неуплату жилищно-коммунальных услуг. Нет, теоретически все правильно – за все нужно платить, но Сергею Леонидовичу не мешало бы сидя в своем лимузине подсчитать - сколько простой украинец должен платить по новым «драконовским» тарифам и какой у него реальный доход сегодня? При этом речь идет не о заниженных тарифах для жителей Киева, а о тех ценах, которые платит все остальное население в провинции.

Резюмируя вышесказанное можно констатировать: серьезный задел, полученный в январе 2010 года вполне позволяет Сергею Тигипко чувствовать себя одним из лидеров гонки. Однако шаткость самого основания, на котором держится рейтинг лидера «Сильной Украины» делает его весьма уязвимым. В принципе, сегодня Тигипко – это колосс на глиняных ногах. Если населению доходчиво объяснят, что «Тигипко хочет вас штрафовать за неуплату неподъемных коммунальных тарифов», поднимут из архива ряд интересных тем относительно усилий Сергея Леонидовича сделать Украину «сильной» - например, о его участии в судьбе украинской цементной промышленности…

Время у Тигипко несколько пересмотреть методы своей политической работы и подвести под нее более серьезный фундамент, чем свой накачанный голый торс еще есть. Однако, это требует и качественно другой работы, куда более скучной и трудной.

Валентин Наливайченко

Кто не брезгует такой скучной работой – так это Валентин Наливайченко. Бывший шеф СБУ оказался в интересной ситуации. В силу своей предыдущей должности, Наливайченко не имел возможности заниматься собственным политическим проектом. Соответственно, его старт как общественного политика начался позже, чем у основных конкурентов, которые получили значительную фору во времени. С другой стороны, именно такое отставание дает возможность выйти на арену именно тогда, когда у конкурентов начинается «откат» - избиратели начинают привыкать и разочаровываться.

Валентин Наливайченко отказался от активной эксплуатации образа «силовика», хотя многие ожидали от него именно этого. Впрочем, работа в СБУ позволила ему получить опору в среде патриотично настроенного электората – линия, проводимая Наливайченко, под самый конец его пребывания в Службе завершилась ярким и резонансным задержанием в Одесской области группы шпионов из Российской Федерации.

Достаточной интересными представляются общественное движение «Оновлення Країни» и ряд гражданских инициатив, запущенных движением в регионах Украины. «Поход в люди» как системное действие, уже декларировался многими политиками, принимая иногда комичные проявления, как например переезд Анатолия Гриценко на проживание в Павлоград. Как правило, любая «гражданская инициатива» в Украине до сегодня заканчивались одинаково – все сводилось к созданию партии, в которой эти инициативы и умирали, превращаясь в простой политический пиар. Так было с движениями Яценюка и Гриценко.

В принципе, «Оновлення Країни» во главе с Наливайченко декларирует стремление выйти за рамки такого стандарта. Участие в качестве партнеров более 60 гражданских организаций в регионах могло бы стать ядром для реально мощного общественного движения. Впрочем, на этом пока и следует остановиться - вряд ли следует заранее раздавать авансы.

Наливайченко оценили и в Блоке Юлии Тимошенко. Из БЮТ уже раздался ряд нервных заявлений обвиняющих его во всех смертных грехах. Такой выбор мишени достаточно интересен – ведь Яценюка пропагандистская машина Юлии Тимошенко не замечает уже, а того же Тигипко не замечает до сих пор. В принципе, выбор понятен – Яценюк уже разбит «черным пиаром» начиная с обвинений в еврейском происхождении, осенью прошлого года, а сокрушить Тигипко, мощная пропагандистская машина Юлии Тимошенко может в любой момент, по причинам описанным выше. С Наливайченко несколько труднее – в глазах его основных сторонников, патриотически и консервативно настроенной части электората, его репутация если не идеальна, то подтверждена деятельностью на посту главы СБУ достаточно основательно. А именно эта часть электората может стать тем краеугольным камнем, который и ляжет в основание новой демократической оппозиции. И за этот камень идет нешуточная борьба...

Арсений Яценюк

У Арсения Яценюка дела складываются не самым лучшим способом. Выборы 2010 года обернулись для него тяжелым поражением сразу в 2-х плоскостях. Во-первых, он проиграл дуэль Тигипко, который сбросил его с пьедестала «третей силы», во-вторых сам по себе полученный результат – это уже поражение. Начинал он свой самостоятельный поход с куда как большим рейтингом, чем полученный на выходе результат в размере 7%. Самое обидное для него, то, что он по сути сам совершил предвыборное харакири, своей неадекватной рекламной кампанией.

После выборов, Арсений Петрович продолжал ставить себя особняком в лагере оппозиции, отказываясь от участия в общих акциях и став в позу «конструктивной оппозиции». Об объединении усилий, он вспомнил, как заметили язвительные украинские СМИ только тогда, его в этой самой позе клюнул жареный петух в виде нового закона о местных выборах. Благодаря норме о том, что в выборах смогут участвовать только те местные организации партий, которые зарегистрированы не ранее, чем за год до 31 октября 2010 года, Яценюк сможет выставить на выборы всего лишь 19 местных партийных организаций. «Пролет» мимо местных выборов, может оставить его и без имеющихся остатков рейтинга, которые социологи еще фиксируют на данный момент.

Кроме того, в отличие от того же Сергея Тигипко, Арсений Яценюк не может похвастаться равномерной поддержкой в регионах Украины. Его избиратель привязан к нескольким западно-украинским областям и процент поддержки заметно уменьшается чем дальше в центр и уж тем более – на восток Украины. А именно на западе и предстоит самая жесткая конкуренция между оппозиционерами.

И все остальные…

И несколько слов про остальных представителей украинской национал-демократии и тех, кто вокруг них. Их можно разделить на две группы – «парламентско-бизнесовых» и «идейных». К первым относятся, прежде всего, представители «Единого Центра» Виктора Балоги. Сам Балога прекрасно понимает, что его структура жива исключительно до парламентских выборов. Пока ЕЦ имеет свою группу депутатов в Раде, до тех пор он и интересен кому-то.

Главная проблема «бизнесовых» национал-демократов в том, что Партия Регионов готова при необходимости оплачивать их услуги разными способами – финансовыми, руководящими должностями в исполнительной власти, но она не собирается давать им самое главное – политическую перспективу в Верховной Раде. Регионалы не намерены тащить на своих плечах свору чужаков, готовых в любой момент закатить истерику в виде «независимой позиции». Янукович не повторит ошибки Ющенко, который в 2006 году, мечтая объединить демократический лагерь, извлек из политического небытия полутрупы национал-демократов, в последствии отблагодарившие Виктора Андреевича бесконечными склоками и грызней и как итог - побегом под юбку к Юлии Владимировне.

Отсюда и такая активность в стремлении к объединению с любыми другими национал-демократами, способными дать балогинским ресурсам хоть какую-то идеологическую вывеску. Время поджимает и в «Едином Центре» могут пойти процессы децентрализации. Поэтому, Виктор Балога готов писать объединительные письма хоть Гриценко, хоть проводить объединительные пикники с мелким «руховским» нацдемам, которых пару лет назад он даже не пустил бы на порог своего кабинета на Банковой.

Ситуация у «идейных» национал-демократов не намного лучше. Процесс реанимации, который совершил над ними в 2002 и 2006 годах Виктор Ющенко не пошел им на пользу. Даже те из них кто и был чуть больше нуля, сегодня совершили эволюцию до уровня диванных партий. Занимаясь последние годы исключительно битвой за место под БЮТ-овским солнцем, лидеры демократов превратили свои партии в инструменты для выбивания нескольких депутатских мандатов для себя лично и двух-трех приближенных.

Тотальное разочарование сегодня царит как внутри самих этих структур, так и среди их избирателей. Вот уж для кого даже ближайшие местные выборы грозят стать судным днем, причем даже в Западной Украине. Новый закон о местных выборах не дает им возможности пойти проверенным способом – прицепом к БЮТ или другой реальной силе. Их спонсорам и активистам на местах придется либо остаться без депутатства в местных советах либо официально стать членами больших партий. А это может стать последним гвоздем в гроб «идейных» правоцентристов. Ведь потеря фракций в местных советах бьет и по их позициях на торгах за места в списках в Верховную Раду. Та же Юлия Тимошенко задаст резонный вопрос – если вы такие сильные и ценные союзники, то почему вы так скудно представлены в местных советах, даже в своих базовых регионах?

Кроме того, существует фактор Тягныбока и его «Свободы», который ударит не только по БЮТ, но в первую очередь по остаткам «руховских» демократов. Именно их националистический электорат способен забрать проект Тягныбока. И вопрос для них стоит ребром – или попытаться в последний раз выторговать пару-тройку парламентских мандатов в списках БЮТ, либо объединиться вокруг нового лидера с перспективой. Это вопрос не столько для партийных бонз, сколько для региональных активистов, будущее которых совсем не интересно для их же вождей из Верховной Рады.

Так или иначе, все интересное только начинается. Местные выборы – не более чем промежуточный этап, хотя тушки кое-каких цыплят мы сможем посчитать уже нынешней осенью...



Вернуться назад