Главный вопрос фундаментализма

Украинский Фундаментализм

К предыдущему разделу: МАНИФЕСТ УКРАИНСКОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА

Украинский народ – это своеобразная «коллективная личность», с присущими только ей индивидуальными чертами.
Главный вопрос любой личности – вопрос самоидентификации. Лишь осознав себя и свое целеполагание, возможно трезво оценить действительность, построить точную систему координат. В ее отсутствие, развитие напоминает движение слепого по краю пропасти. Можно прожить жизнь, так и не поняв, ради чего.

Точка отсчета – это точка опоры.. Центром всего становится сам украинский народ, как «коллективный индивид». Не мы ищем свое место в окружающем мире, а все окружающее расставляется по своим местам в Нашем мире. На определенном и зафиксированном фундаменте строится Украинский дом. Строительство не пре-кращается, пока весь мир не станет для нас домом.

Украина наш дом, а дом не может быть крепким без надежного фундамента. Да, там вверху конечно можно спорить о его расцветке, можно менять все время облицовку фасада и т.д. Можно выяснять, вплоть до битья посуды, отношения между жильцами дома. Но невозможно подвергать сомнению фундамент дома.

Манифест четко обозначает этот фундамент. При всем плюрализме мнений мы должны иметь точку совпадения, которую никому не придет в голову оспаривать. Фундаментализм видит ее в нашем культурном, духовном и историческом наследии. В самом слове УКРАИНА.

Человек, считающий себя «украинским фундаменталистом», а лучше - просто «украинцем», не может видеть оппонента, в каком-нибудь социалисте. Не существует противостояния между украинизмом и каким-нибудь либерализмом. Борьба идеологий – это борьба заложенных в них ценностных систем. Все ценности украинизма сводятся к одной сверхценности – Украине как таковой. Быть может, кто-нибудь оспорит эту ценность? Другое дело, можно спорить о путях и способах ее утверждения. Человек может жестко критиковать фундаментализм как метод с той или иной позиции. Но все равно дискуссия будет идти в рамках системы, имеющей предел допустимости.

Можно предвидеть обвинения в «национализме». На этом следует остановиться. Фундаментализм, подобно многим идеологиям устанавливает критерий принадлежности человека к обществу. В чем заключается признак общности? В фашизме и империализме – это принадлежность к государству. В либерализме – сиюминутные общие экономические интересы. В коммунизме – просто берется вся совокупность людей и объявляется чем-то сразу общим. И, наконец, в национализме и его крайнем проявлении нацизме – в основе биологический, расовый признак. Соответственно, для фашиста высшая ценность – государство, для марксиста – всемирный Интернационал, для националиста – чистота крови. Для либерализма – ни с чем и ни с кем не связанный «человек-атом».

В фундаментализме, общим является единое культурно-историческое пространство, духовное наследие. Но это прошлое, это наследие – продукт работы всего общества, живущего на нашей территории. Здесь в чистом виде невозможно выделить вклад биологических украинцев, евреев, русских и т.д.

Национализм, слишком часто - это удел честолюбивых неудачников. Когда такой человек осознает вдруг свою профессиональную, творческую и другую несостоятельность, что он никто в этом смысле, то оказывается, что у него есть лишь один повод для гордости – его национальность. Это чувство становится гипертрофированным, он начинает мстить за свою бездарность. Печально (и одновременно страшно), когда в этой роли оказывается человек талантливый, но не нашедший себя, растрачивающий свой талант на пещерную убогость национализма, раскалывающий народ на нации.

Более того, человек может быть идеальным украинцем с расовой точки зрения, но отвергать общность своей судьбы с судьбой украинского народа. Наоборот, пусть даже «негр преклонных годов», вдруг ощутит свою духовно-историческую связь с нами, он – украинец. У нас с ним общая судьба

Фундаментализм пытается привести «формального» украинца к пониманию своей сущности. И пусть весьма наивно звучит сегодня утверждение М. Грушевского, что «достаточно открыть человеку глаза на то, кто он, чтобы быть уверенным его верности национальной дисциплине», но в принципе, оно верно. Христос тоже имел национальность.

К следующему разделу: Знание и мифы

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии