А.С.Д. в Google News - натисніть Підписатися

Конституционная реформа: «Я отвечу за все!»

'Конституционная Конституционная реформа в стиле «Я отвечу за все!»

По итогам мирного «конституционного переворота» есть возможность подвести первые итоги - что изменится в ближайшей перспективе.

Кадровый вопрос: Все в расчете!

Состоялся переход от «парламентско-президентской» к «президентско-парламентской» модели. Возрожденная Конституция обрезала полномочия парламента и наделила президента дополнительными правами, среди которых традиционно сильными считаются кадровые. Президенту теперь принадлежит инициатива всех назначений в исполнительной власти, и лишь некоторые из них требуют дальнейшего одобрения парламентом (в их числе кандидатуры Премьер-министра, руководителя Национального банка и Генерального прокурора). При этом решение о дальнейшей отставке этих же руководителей никаких консультаций не требует, что фактически переводит Премьер-министра, а вместе с ним и всю исполнительную власть (в составе глав местных администраций) в прямое подчинение «гаранту конституции».

За этим с неизбежностью последуют кадровые изменения. Предыдущими назначениями глава государства рассчитался со своими сторонниками за содействие в победе на выборах. Каждый имел возможность проявить свою инициативу, а заодно и «собрать трофеи». Теперь срок на «торжество победителей» истек, «спасибо сказано», пора подумать и о «государственных интересах».

Противопоставить такому развитию событий «заинтересованным группам» практически нечего - новый Основной закон не предусматривает такого парламентского формирования как коалиция. Подобный «неформальный политический инструмент» признан политической ошибкой. Поддержание его в целостности и сохранности слишком дорого обходится государственному бюджету и избирателям: утомляют постоянные претензии, пожелания, ультиматумы, для удовлетворения которых приходится жертвовать государственными интересами. И даже если некоторое «политическое единство» достигнуто, «партнеры по коалиции» далеко не всегда способны делегировать во власть профессиональные кадры: большинство здравых профессиональных людей по нынешним временам предпочитают держаться за пределами политических партий.

Тушки на волю

Вместо «коалиции» в парламенте появляется достаточно аморфная структура «парламентского большинства», в которое по желанию можно входить, выходить, причем все это неоднократно. Возможна даже технология «ситуативного парламентского большинства» под нужные «судьбоносные назначения или законопроекты», если под ее координацию найдется соответствующий «директор парламента» (Александр Волков) или «посыльный» (Степан Гавриш).

Существующее объединение политических сил под названием «коалиция за стабильность и реформы», имеет все возможности продолжить свое существование в более свободных условиях. Никто более не будет кидаться обидным словом «тушка», а депутат снова сможет настаивать на исключительности своей геополитической функции, не рискуя столкнуться с процедурой императивного мандата. Единственная возможная политическая сложность для воли Президента – объединение квалифицированного большинства в 300 голосов для конституционных изменений. Но и это будет проще и дешевле, чем при отмененной Конституции.

Больше фракций – хороших и нужных

Изменения в Конституции открывают дорогу неограниченному формированию новых депутатских фракций. В ближайшее время сложившиеся «неформальные депутатские группы» пойдут именно таким путем. Ожидаются самостоятельные парламентские силы «За Украину!» (Кириленко), «Право выбора» (Жвании) и вечно присутствующая группа «внефракционных».

Достаточно интересно было бы посмотреть на создание депутатской группы Сергея Тигипко. Пока из желающих в нее войти, кроме заранее записавшегося Тараса Черновола, никого не слышно и не видно. Хотя в свое время нардеп из НУ-НС Александр Третьяков сообщал о наличии примерно 70 нардепов готовых вступить во фракцию Тигипко. Сколько таких желающих имеется сегодня - пока не известно. Да и сам Тарас может изменить свое мнение – ему не в первой наталкиваться на «прозрение». Ближайшее время совокупно с результатами местных выборов может показать как меняется реальный рейтинг «проекта» Сергея Леонидовича.

«Умудренный парламентским опытом» Арсений Яценюк – тот сразу предпочитает не тратить свой авторитет на создание депутатской группы, которая «как соберется, так и разбежится».

Сомнительное будущее у существующей парламентской фракции «Наша Украина», которая грозит развалиться аналогично политическому блоку «За единую Украину!» (2002), от которого в конце концов остался лишь пропрезидентский спикер Владимир Литвин и масса выставленных на свободную продажу «тушек».

Стране не нужен Литвин

Именно Владимир Литвин и заявил сейчас о высокой вероятности подобного исхода. Сам спикер пока может быть спокоен за свою «маленькую гордую фракцию». По его личному отбору там собрались люди не столь политически амбициозные и бизнес-озабоченные, а потому имеющие запас времени на рассудительное принятие решений. Поэтому сам спикер рационально ищет себе объем работы на срок до окончания полномочий текущего парламента. Уже обнаружилось «около сорока конституционных законов, которые требуют внесения изменений в соответствии с новыми реалиями». Идет лишь спор о том, с чего начинать: с парламентского регламента или закона о Кабинете Министров.

Правда, спикеру лучше и в самом деле сосредоточиться на рутинной работе по приведению всего чего можно в соответствие к новой-старой Конституции. И делать это тихо и скромно. Ценность самого Литвина для нового режима теперь, когда парламентская коалиция больше не актуальна, значительно девальвировалась. Отсюда и мгновенно возникшие разговоры про отставку родного брата спикера Николая Литвина с должности руководителя Пограничной службы Украины.

Инвестиции не в партии

Существенно изменится и остальной «политический ландшафт». Создавать политические партии снова станет не интересно. Какой смысл поднимать столь масштабный и длительный проект, если сразу можно прикупить «депутатскую группу». И распустить ее по решении очередного «эксперимента со льготным налогообложением гороно-металлургического комплекса». Депутаты - дети самостоятельные, с солидным пенсионным обеспечением, поэтому тянуть за собой после использования – не придется.

Инвестировать снова становится выгодно «в доступ к первому лицу». Кланы лизоблюдов и доброжелателей ожидает большое пополнение. Предотвратить подобный процесс «новыми демократическими инициативами», как советует Леонид Кравчук, нет никакой возможности. Ибо молодой президент Янукович – это не ранний Кучма. Молодой скромный Кучма начинал с открытых кадровых конкурсов в свою администрацию, со свободных приемов по личным вопросам, ежедневных совещаний с редакторами массовых изданий. Сейчас тоже обо всем этом было заявлено «в проекте». На самом деле сразу перешли к образчику Кучма-2000: «Будущее Украины обеспечат крупные финансово промышленные группы». Мы сразу проскочили начальный период «демократизации» и углубились в «розбудову».

Оппозиция и «Кто ответит за «базар»?

Единственный неизгладимый оптимист Арсений Яценюк умудрился рассмотреть рациональную надежду во всем происходящем. По его словам, никто из оппозиции не должен впадать в истерику и говорить, что «все пропало»: «Если оппозиция поймет, что она способна представлять интересы той части, которая не разделяет видение развития страны нынешней власти,… у нее есть шанс объединиться… и пить кровь ведрами аналогично опыту 2003-2004 годов».

В таком случае нынешнее политическое кредо действующего президента «Я отвечаю за все!» вполне способно повторить предыдущую трансформацию в «Я отвечу за все!»

Отголоски на местах

Существенная переоценка интересов произойдет в кампании местных выборов. Вместе с усилением прав президента перед парламентом произошло аналогичное перераспределение полномочий между государственными администрациями и местными советами. За реальное «присутствие во власти» остался смысл бороться лишь у поселковых председателей и мэров городов. Остальным остается надеяться на очередную конституционную реформу, которая вот-вот «перераспределит полномочия центральной власти на места».

Предыдущие аналогичные замыслы 2004 года не уместились не только в отведенный год переходного периода, но и все пять лет полномочий президента. Вполне вероятно, что в условиях «необходимости сильной власти для проведения реформ» лозунг «децентрализации» аналогично может быть отложен для смыслового наполнения кампании «Янукович-2015». Пока же многим «политическим спонсорам» текущей избирательной кампании придется сожалеть о напрасно вложенных средствах, которые с большим успехом можно было инвестировать в бетонируемую «властную вертикаль».

Да, и про народ…

Остальные положительные последствия касаются прозрения народа на происходящее. Несмотря на всю пафосность названий «Конституция», «Основной закон», положения этого документа используются на практике исключительно «правящей элитой» при указании друг другу: «здесь вы вторгаетесь не в свои полномочия». Возгласы о том, что «Конституция – закон прямого действия» абсолютно бесполезны в кабинетах чуть ниже, где действуют подзаконные акты, перекрывающие «нормы прямого действия» ввиду отсутствия средств или мотивации исполнителя.

Рядовому человеку практически все равно - по какой Конституции жить: 2004-го года, 1996-го, 1936-го (Сталинской, признанной в свое время Лигой Наций не менее демократичной, чем конституция Кучмы – Венецианской комиссией) или вообще по Конституции Пилипа Орлыка. Политическая кампания «Конституція Україні необхідна!», начатая еще Леонидом Кучмой в период борьбы за «Конституционный договор» (1995), оказалась обычной рекламной акцией. Конечно Конституция необходима, кто бы спорил, вот только стоит честно добавлять – кому и зачем, и только после честного ответа на этот вопрос призывать к массовым протестам, перевыборам или свержению власти.

1 коментарі

Олег 10 октября 2010 00:55
Такая конституция когда любой тупоголовый но наглый может ее менять как ему в тупую голову взбредет действительно и на хрен никому не нужна Если она не защищает народ а стоит на стороне правящей саранчи-это не конституция а настоящая фигня

Дать бы по наглой морде тому кто подминает основной Закон страны под себя как панельную девку Да так чтобы до конца своих дней не в хоромах жил да людьми правил- а вонючей буцегарне до конца своих дней баланду хавал
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии