Самолет статусного предназначения

'СамолетНовый Президент и его свита не вмещаются в авиалайнер предшественника…

Дискуссия, того ли размера заказал самолет Виктор Ющенко для зарубежных визитов главы государства, еще далеко не завершена. Вполне может быть, что его запросы оказались достаточно скромны, и даже – оптимальны, если речь вести о реальном деловом наполнении таких визитов. Если же речь идет о «статусном» содержании поездки, то во время визита Виктора Януковича в Китай вслед летело три чартера с «группой поддержки», заказанных Ахметовым-Колесниковым-Ярославским и менее известным депутатом Лукьяновым (вернее, более известным другими, не совсем деловыми сторонами своей политической деятельности). При поездке Виктора Януковича в Нью-Йорк та же группа поддержки в составе 120 человек передвигалась уже через Москву рейсовыми самолетами. Мы наблюдаем очередной виток «моды» на решение собственных деловых вопросов в статусе причастного к «первому лицу».

Транспортные потребности высших украинских руководителей в последнее время повторяют одну и ту же эволюцию: на заре вхождения в президентскую должность им не помешал бы межконтинентальный аэробус человек на 300; затем к моменту стабильной «розбудови держави» – все вполне умещаются в среднемагистральный «Airbus-320», а по окончании правления благодарные сограждане готовы в складчину купить ближнемагистральный дельтаплан без двигателя – чтобы долетел до соседней страны без права на возвращение. К сожалению, текущий парк самолетов государственной авиакомпании «Украина» еще не вполне укомплектован под эти потребности.

Кравчук и Кучма: советская скромность…

Сама авиакомпания с обретением независимости начала формироваться «из того, что было»: все лучшее из распоряжения ЦК КПУ, МИДа УССР и национально-сознательных военных. Длительное время Леонид Кравчук, а затем и Леонид Кучма летали на таком «наследстве советского периода»: Ил-62М для перелетов на дальние расстояния, Ту-134А-3 с бортовым номером UR-65556 – для региональных маршрутов. Особого «президентского» дополнительного оборудования на них практически не было. В целях имитации бурной деятельности Служба безопасности Украины проводила бесконечную научно-исследовательскую работу по установке на самолеты комплекса противоракетной обороны, однако техника устаревала быстрее, чем продвигались «исследования». Ничего более умного, чем инфракрасные ловушки и дипольные отражатели, установить так и не удалось. Благо, страна была мирной, и «потенциального противника» не наблюдалось.

В плане личного комфорта президенты Леонид Кравчук и Леонид Кучма, воспитанные советской системой, оказались достаточно скромными, опасений по поводу безопасности «первого лица» не высказывали. Леонид Кучма вообще долетался на стареньком Ту-134 до момента, пока во время межконтинентального перелета в Бразилию с промежуточной посадкой в Марокко вынужден был садиться со спущенным колесом на передней стойке шасси. Только после этого затребовал из резервного фонда Кабмина 6 млн.гривен на неотложные ремонтные работы.

Ющенко: роскошь вдогонку уходящему

Виктор Ющенко уже больше дорожил собственной персоной, поэтому оставил советский хлам для обслуживания Кабинета Министров. Сам принял «статусный» подарок - Ан-74ТК-300Д Харьковского авиазавода (регистрационный номер UR-YVA, где последние три знака соответствуют первым буквам фамилии, имени и отчества владельца в английской транслитерации — Yuschenko Viktor Andriyovych). Правда, в простонародье самолет получил менее статусное прозвище - «чебурашка» - из-за больших газотурбинных двигателей, расположенных над крыльями. Харьковский авиазавод тогда пытался осуществить конверсию своей производственной линейки Ан-72/74 и все радовался, что «появилась возможность увеличить длину грузовой кабины», «система кондиционирования стала почти бесшумной», «температурное поле в кабине стало более равномерным», «роскошный интерьер полностью соответствует зарубежным нормам: невозгораемость материалов при воздействии температуры до 800 градусов Цельсия в течение 12 секунд, их самозатухаемость, отсутствие ядовитых выделений…». «Размер грузовой кабины позволяет перевозить с собой автомобиль: «мерседес» 600-й серии, «майбах» 57 и 67 и даже гражданский вариант «хаммера».

По желанию первой леди страны Екатерины Ющенко интерьер самолета выполнили в светлых тонах: «облицовочные панели в салоне — из легкого композитного материала, покрытого шпоном красного дерева, инкрустированного янтарем». Бурный общественный резонанс вызвала информация о том, что металлические детали интерьера самолета по настоянию супруги Виктора Андреевича сделаны из золота. Однако даже с учетом «дизайнерского интерьера» цена самолета оказалась в пределах $14-18 млн. Боже мой, если бы знали наши конструктора, насколько в тот момент они уже отстали от запросов сегодняшней «новой элиты»…

Соответственно, Виктора Ющенко, «летающего на «чебурашке», практически никто не видел. Даже в регионах Украины. Вместо него Управлением делами у европейского концерна «Airbus» был заказан аэробус «А-319-115XCJ». Самолет заказывался уже во времена «ми здобули», а потому оказался умеренных размеров. Зато слетал на авиапредприятие в Далласе, где американцы дооборудовали его салон, дооснастили спецсвязью и оформили внутреннее убранство. В общем, стоимость лайнера оказалась достойной — $86 млн. Жаль, что запоздал, - к его появлению в Украине Ющенко пора было заказывать дельтаплан «бюджетной стоимости и размеров».

Янукович: вагон с прицепами

Строители «новой державы», как водится, изначальным размером самолета оказались недовольны. По словам руководителя президентской администрации Сергея Левочкина, «в самолете всего около сорока мест, чего едва будет хватать самому главе государства и членам сопровождающей его делегации. Для журналистов из президентского пула может попросту не хватить места в лайнере». Да и вообще, «он не очень готов по дальности к обеспечению функций, которые должен выполнять глава государства, премьер и спикер парламента». Ведь мы снова мировая держава, и планов у нас – громадье.

Передвигаемся мы теперь по миру кортежем – маленький официальный самолет и два чартера с «группой поддержки» и «сочувствующими». Причем в среде статусных «политически сочувствующих» в 2004 году было модно прикупить группу митингующих на майдан, а сейчас – заказать «прицеп-чартер» для засвидетельствования своей «деловой активности» на международном уровне.

Осталось одно потенциальное преимущество: по мере продвижения к очередному этапу «розбудови нової держави», не понадобится заказывать новый самолет – а лишь постепенно «отцеплять чартеры» вместе с «розовыми мечтами».

Высокая мода: тенденции и перспективы

Теперь о будущем «авиационной президентской моды». Американский президент уже сейчас может себе позволить два абсолютно одинаковых «Boeing-747», которые имеют единый идентификационный номер «Борт номер один» и летают всегда вместе – основной и резервный - поди разберись в каком президент. Оба самолета, как водится для президента «принципиального» государства, оснащены антирадарными и антиракетными установками, имеют возможность дозаправки в воздухе, но даже без нее способны в форме «кризисного штаба» пребывать в воздухе до 15 часов. «Статусные игрушки» мировой державы обошлись налогоплательщикам США в $650 млн. В компании с ними всегда летает специальный самолет «C-141 Starlifter», груженный бронированными машинами для президента, вездеходами для охраны, оружием и техническим инвентарем, включая трапы и погрузчики для багажа. Тем самым вся компания обеспечивает себе полностью автономное существование, не зависящее от радушия принимающей стороны.

Другая держава, столь же претендующая на мировой статус, пока не может себе позволить аналогичной роскоши. По крайней мере, основной и дублирующий самолеты российского президента (Ил-96 и Ил-96-300) не полностью дублируют друг друга, поскольку строились не в одно время и на их облике сказался постепенный переход от ельцинской «демократии» к путинскому «статусу». Внутренней отделкой самолета ельцинского Ил-96-300-ПУ(М) руководила британская компания «Diamonite Aircraft Furnishings», работы велись при участии ювелиров из Златоуста и художников из Сергиева Посада. При всем усердии отделка обошлась российскому бюджету в $17 млн, а вся стоимость самолета - $45-60 млн (по разным экспертным оценкам). В пожеланиях следующей администрации к классической позолоте прибавились гравюры на шелке, душевая и тренажерный зал (вместо реанимационной палаты). Это позволило вплотную приблизиться к американскому уровню - $300 млн. При этом Воронежский авиазавод, выпускавший эти машины, имеет все основания возненавидеть подобные «государственные заказы»: в ходе эксплуатации проявились конструктивно-производственные дефекты системы торможения шасси, поставившие под вопрос все дальнейшее существование семейства широкофюзеляжных Илов.

Теперь в качестве «модных президентских трендов» рассматривается создание самолета класса «бизнес-джет» на базе стратегического бомбардировщика Ту-160. Учитывая российские просторы и амбиции, он «должен преодолевать скорость звука, а также выходить в стратосферу и совершать суборбитальный полет». При этом содержать «бронированную капсулу» для спасения «первого лица» от возможных неприятностей.

Тенденция обеспечивать «выживание первого лица» оказалась весьма заразительной. Сказалось, что длительное время «президентские» самолеты не отличались в этой области от гражданских, а в гражданских средства аварийного спасения были исключены даже для пилотов – чтобы до последнего боролись за живучесть самолета. На постсоветском пространстве первой нарушила традицию «маленькая но очень гордая» Грузия. Президент Михаил Саакашвили установил на своем самолете систему личного катапультирования за $6,7 миллионов, доведя стоимость транспортного актива «Челленджер» до $56 миллионов. Оказалось дорого, потому что пришлось согласовывать переоборудование с иностранным производителем.

Остается надежда, что в отечественных условиях установка дельтаплана без двигателя на самолет марки Ан для аварийной эвакуации в конце отведенного срока обойдется существенно дешевле.

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии