Газовый рынок Европы вырос, но «Газпром» продолжает падение


'ГазовыйПадение продаж российского газа в Европе продолжается, даже несмотря на то, что потребности европейцев в голубом топливе выросли в минувшем году на 6-8% (по оценке Eurogas). Рачительные европейцы предпочитают приобретать сжиженный газ на более гибком спотовом рынке, чем связываться себя контрактами с монополией, которая привязывает стоимость своего газа к ценам на нефть.

«Газпром» продолжил падение продаж своего газа. Топ-менеджеры корпорации бодро заявляли, что в 2010 году продажи газа могут достигнуть 161 млрд. кубометров. Правда, с течением временем их прогнозы становились все более скромными, и монополия уже рассчитывала хотя бы повторить итоги предыдущего года - 140 млрд. кубометров. В итоге, реально удалось продать европейцам 138,6 млрд. кубометров – даже меньше, чем в разгар кризиса в 2009 году.

Проблемы для «Газпрома» начались в тот момент, когда мировой экономический кризис совпал по времени со «сланцевой революцией» в США (подробнее см. Сланцевый газ против Газпрома). В итоге объективное снижение потребностей европейской промышленности в топливе соединилось с огромным количеством сжиженного газа с Ближнего Востока, который стал не нужен в Америке и хлынул в Европу. «Газпром» долго отрицал сланцевый фактор, списывая падение на кризис. Однако, даже рост газового рынка все равно не остановил падения интереса Европы к российскому газу.

В прогнозах на 2011 год мнения менеджмента «Газпрома» и аналитиков расходятся. Газпром уже не надеется на ставшие вдруг фантастическими показатели в 161 млрд. кубометров, однако рассчитывают на рост продаж до 151 млрд. кубометров. Этому могут поспособствовать значительные уступки по контрактам, которые россияне уже сделали покупателям из Германии и Италии. С другой стороны – европейцам, вкусившим преимущества принципа take-or-pay действующего на спотовом рынке, выгоднее оставить объемы покупки газа из России на минимально необходимом уровне, а в случае потребности докупать более дешевый сжиженный газ.

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии