DataLife Engine > Христианская демократия > Президентские выборы – возможность "единоканонического" реванша

Президентские выборы – возможность "единоканонического" реванша


Архив 2004 р.

Президентские выборы – возможность "единоканонического" реванша2004-й – год выборов Президента Украины, выборов, которые не обойдут стороной никого, даже наиболее аполитичного гражданина: если ты не интересуешься политикой, политика интересуется тобой.

Затронутую здесь проблему сформулирую так: удастся ли избегнуть политико-партийной заангажированности Церквям и религиозным организациям в Украине, в особенности учитывая то, что именно они стабильно находятся на высочайшей ступени доверия граждан Украины.

На протяжении последних лет можно было наблюдать, как высшая государственная власть всяческими методами пыталась давить на Церкви, их руководство, для того чтобы авторитет Церкви хотя бы слегка затронул и "власть имущих". Одной из таких форм давления были предложения высшим иерархам Церквей "благотворно" повлиять на протестный электорат из числа своих верных.

Помним, как церковные высокие достойники призывали из телеэкранов отказаться от акций протеста весной 2001 года и осенью 2002 года; как накануне визита в Украину Святейшего Отца органы власти проводили "разъяснительную работу"; тогда распространились почти откровенные угрозы, что Папа может и не приехать, если оппозиция не уймется. Конечно, не все владыки поддавались давлению, но все же достаточно было и тех, кто засвидетельствовал свою верноподданность правящему режиму. Читатели, наверное, помнят ролик на телеканалах в сентябре 2002 года, в котором из религиозных лидеров, призывающих верующих отказаться от оппозиционных выступлений, не было представителей УГКЦ, но с помощью видеомонтажа выступление Блаженнейшего Любомира сфальсифицировали в таком же антиоппозиционном духе.

Одним из наилучших средств давления власти на Церкви всегда было имущество. Накануне парламентских выборов 2002 года Президент Украины выдал Указ "О неотложных мероприятиях по окончательному преодолению отрицательных последствий тоталитарной политики бывшего Союза ССР относительно религии и восстановления затронутых прав Церквей и религиозных организаций", что его по ошибке в народе назвали Указом о реституции. Этот документ фактически противоречит предшествующим юридическим актам, запрещавшим передавать церковным общинам бывшие храмы, если в них расположены учреждения культуры или если они занесены в перечень памятников архитектуры государственного значения и не подлежат возвращению (как, к примеру, София Киевская).

Указ взволновал церковную общественность, традиционные конфессии активнее начали высказывать претензии на то или иное имущество. Но возникли ситуации, при которых не одна конфессия претендует на ценное сакральное сооружение, когда много бывших костелов переоборудовано в органные залы и т.п. Возникал вопрос: кому все же передать храм? Поддержать законные требования религиозной общины или сохранить (также на законных основаниях) учреждение культуры?

Вот здесь кроется скрытая опасность Указа: покорным правящему режиму храмы и другое имущество возвращают, а относительно "упрямых" будет действовать другое законодательство, запрещающее передавать памятники архитектуры. Таким образом, несмотря на многочисленные протесты, Почаевская Лавра перестает быть частью заповедника и постепенно переходит к УПЦ Московского патриархата; власть закрывает глаза на захват этой же конфессией каждый раз новых и новых помещений Киево-Печерской Лавры; в Донецке за государственные средства возводят огромный собор для УПЦ (МП). Вместе с тем в Харькове областная власть вопреки решению городской власти препятствует местной греко-католической общине в строительстве храма собственными силами; у УПЦ-КП отбирают храмы, раньше переданные ей в пользование; римо-католикам отказываются передать столичный костел святого Николая, в котором действует органный зал, но тем не менее власть дала разрешение на строительство многоэтажного дома настолько близко от костела, что храм оказался на грани разрушения.

С приближением президентских выборов 2004 года (не будем прибегать к анализу политических перипетий вокруг самих выборов) авторитарный метод деятельности высшей власти становится каждый раз все более очевидным.

Значительные убытки понесла УАПЦ, которая вследствие вмешательства государственных органов во внутрицерковные дела оказалась на грани раскола и глубокого внутреннего кризиса.

Государственный комитет по делам религий уже больше года пытается "провести" через Верховную Раду законопроект изменения действующего законодательства, которое дало бы Комитету значительные полномочия относительно контроля за конфессиями, разрешало бы вмешиваться во внутренние дела Церкви, даже в вопросы веры и т.п.. Против этого законопроекта выступили основные религиозные конфессии, представители разных Церквей не раз подвергали критике его. Госкомрелигий уверял, что изменения будут учтены, но на рассмотрение Верховной Рады снова подавали старый документ.

Сначала против него было и руководство УПЦ (МП). Предстоятель Церкви прислал несколько писем руководителям государства, в которых выложил позицию Церкви в этом деле. Одним из пунктов было требование признать "особую роль канонического православия" для Украины; лишь при таком условии УПЦ (МП) соглашалась поддержать законопроект.

В последнее время УПЦ (МП) поменяла свое отрицательное отношение к законопроекту на положительное. Означает ли это, что ее требования учтены? Или эта Церковь получила от власти какие-то другие гарантии своего особого статуса? Можно предположить, учитывая в особенности теплые отношения на протяжении последнего года между высшей государственной властью и руководством УПЦ (МП), что они все же договорились. Владыка Игорь (Исиченко) не раз заявлял, что Госкомрелигий разрабатывает план объединения украинских православных на базе УПЦ (МП), чтобы потом добиваться предоставления ей статуса автокефалии. Таким образом, в духе сталинского соглашения с РПЦ создается единая государственная Церковь, которая, конечно, получает привилегированное положение среди других конфессий.

Можно ожидать, что такая "благодетельность" государственных функционеров из Банковской активизируется именно в период выборов Президента.

Тарас Антошевский

Архив 2004 года,
газета "Христианский Демократ"


Украиноязычная версия статьи: Президентські вибори – нагода “єдиноканонічного” реваншу



Вернуться назад