DataLife Engine > Христианская демократия > 1 мая – праздник солидарности

1 мая – праздник солидарности

1 мая – праздник солидарностиХристианско-демократический взгляд на проблемы общества

1 Мая – праздник очень близкий для христианских демократов. Даже более того – именно рабочий вопрос послужил толчком, который стал стартом для развития христианской демократии. Доктрина христианской демократии зародилась именно как реакция христиан на болезненные общественные вопросы ХІX и XX веков в истории человечества.

1891 г. вышла энциклика "Rerum novarum" Папы Льва XІІІ о капитале и труде. Энциклика поставила перед собой важную задачу, а именно – дать ответы на острые социальные вопросы бурного XІХ века. Явилась она в то время, когда развитие капитализма достиг своего апогея, а положение широких народных масс с каждым днем все более ухудшалось. Небольшая прослойка капиталистов жила в колоссальной роскоши, а народ, особенно рабочие массы, испытывали нужду и угнетение. Все это, приводило к нестабильности, угрожало анархией и хаосом. Конфликты внутри общества усиливались. Европейские страны либо стояли на грани социальных катаклизмов и революций, либо уже переживали их.

Задача энциклики "Rerum novarum" заключалась в том, чтобы обозначить корень зла и, в соответствии с принципами христианства, указать пути, которые бы вели к социальному порядку и согласию. Результатом этой доктрины стала настоящая социально-политическая революция, которая с течением времени привела к современному процветанию Европы. Христианская демократия стала ответом как на дикий капитализм, который стал практическим результатом либеральных теорий, так и на марксистский социализм с его классовой борьбой.

Первый решительный удар был нанесен по эгоизму капиталистов и их нежелании ставить общественные интересы выше своих частных. "Дух индивидуализма зашел так далеко, – говорится в энциклике, – что когда-то цветущая и хорошо упорядоченная в своей полноте общественная жизнь была уничтожена, а затем убита, так что в конце концов остались только единичные лица и государство".

Неограниченную, свободную конкуренцию как принцип экономики христианская демократия решительно отвергает, оставляя ограниченное соперничество и ставя на первое место принцип солидарности – ибо только утверждение солидарности, пронизывающей все слои общества сделает возможным полноценное развитие человечества. Это означает работу государства над улучшением социальных условий и не в последнюю очередь признание роли профсоюзов. Именно это стало лейтмотивом второго документа, определившего развитие христианской демократии – энциклики "Quadragesіmo anno" 1931 года Папы Пия XІ о реконструкции социального порядка: "Безжалостная конкурентная борьба является серьезным недостатком. Постоянно повторяясь, экономические кризисы, безработица и, как следствие, бедность рабочего класса со всей очевидностью доказывают ее неудовлетворительность. Важнейшим при этом является то, что она не ведет экономику к желаемой цели. В целом, деятельность экономики идет пагубным путем". "Поэтому, – говорит Папа Пий XІ, – для хозяйства существует острая необходимость подчинять его настоящему и регулятивному принципу", то есть принципу социальной справедливости.

Не меньшего удара воплощение в жизнь христианскими демократами Европы принципа солидарности и классового компромисса, нанесло коммунистическому движению. Что касается рабочего вопроса, которому посвящены энциклики, то теорию классовой борьбы они отвергают, так как она не осознает природы общества. Не борьба, а согласие является предпосылкой процветания общества. Такой подход и активная практическая деятельность христианских демократов ради достижения компромисса между рабочими и предпринимателями, приведение как тех, так и других к пониманию своей взаимозависимости и необходимости учитывать интересы друг друга (результатом чего стало к ощутимое улучшению уровня жизни рабочих) выбили почву из-под ног коммунистического движения, лишив его широкую социальную базу. В послевоенной Европе 1945– 1950 годов, когда казалось, что после триумфа Сталина и популярности социалистических идей большая часть континента станет "красной", именно успехи христианских демократов Германии (Конрад Аденауэр), Италии (Альчидо де Гаспери) и Франции (Роберт Шуман)" помешали такому развитию событий. Это как раз те страны (в особенности Франция и Италия), где коммунисты всегда имели большую популярность, и тогда деймтвительно казалось, что они вот-вот возьмут власть. Христианские демократы предложили новый путь, в основе которого было повышение реального благосостояния народа, с сохранением всех демократических свобод и не допустили триумфа коммунистов.

Христианская демократия отстаивает принципы, которые со временем получили название "социальной рыночной экономики": развитие частной собственности и инициативы при активной регулятивной роли государства. Наиболее ярким примером такой социальной модели стала послевоенная немецкая экономическая модель. Главное в ней: государство создает условия для развития экономики на рыночной основе и одновременно проявляет заботу о том, чтобы неуклонно возрастал жизненный уровень населения. Нужно было обеспечить не только производство, но и спрос на его продукцию. Зачем производить товар, если население не имеет возможности его купить? Если попробовать сжато сформулировать главный принцип социальной рыночной экономики, то выглядеть он будет таким образом. Производство и жизненный уровень населения находятся в прямой зависимости от таких факторов:

- производство не может развиваться, не имея широкой базы для сбыта;
- увеличение покупательной способности населения в свою очередь постоянно стимулирует производство, повышение производительности труда.
Чем выше жизненный уровень населения, – отмечал главный экономист того периода Людвиг Эрхард, – тем лучше условия для развития экономики.

Такой подход базируется на философских основах христианской демократии. Еще в 1931 г. энциклика "Quadragesіmo anno" учила, что право частной собственности дано естественным правом, более того – оно даровано самим Богом. Право на собственность дает возможность человеку заботиться о себе и своей семье, обеспечивая их будущее. Институцию частной собственности следует рассматривать как гарантию крепкого социального строя. Тем не менее, это дарованное Богом право может привести и к большому злу, если им злоупотреблять. Энциклика различает индивидуальную и социальную природу собственности. Ослабление социальной функции права собственности потенциально способно вести к нездоровому либерализму; и наоборот, недостаточное понимание его индивидуальной функции в целом ведет к коммунизму. Дальнейшее размежевание будет сделано между правом собственности и его применением. "Право собственности регламентируется законами, однако, применение собственности ограничивается моральными добродетелями человека. Государству надлежит "во имя естественного и Божьего закона" в интересах общества вмешиваться в сферу права собственности и права его применения".

Именно эти принципы стали фундаментальными в сфере экономики для христианской демократии. А 1 Мая, как праздник труда, всегда будет важным праздником для христианских демократов. Но это праздник солидарности не только рабочего класса, а солидарности всех слоев общества. Компромисс на основе учета интересов всех социальных групп – главное условие процветания как всего общества в целом, так и любого его члена в отдельности.

Архів 2009 року
Газета "Християнський Демократ"


Російськомовна версія статті: 1 травня – свято солідарності




Вернуться назад