DataLife Engine > Різне > Украина-Белоруссия: братство или конкуренция?

Украина-Белоруссия: братство или конкуренция?

Украина-Белоруссия: братство или конкуренция?Очевидно, что одним из факторов внутриполитической стабильности и устойчивого развития любого государства являются благоприятные отношения с соседними странами. Это касается и отношений Украины с одним из старых и традиционных партнёров, которым в полной мере является Белоруссия. Казалось бы, исторически сложившиеся культурные и этнические связи, достаточно продолжительная наработка опыта производственной кооперации в годы СССР, наличие широкой договорно-правовой базы (более 180 договоров), а также положительная динамика торгово-экономического партнёрства должны гарантировать прагматичный характер двусторонних отношений. Тем более, оба государства имеют схожий геополитический потенциал. Как Украина, так и Белоруссия с геополитической точки зрения являются т. н. «государствами-воротами», играя роль транзита между РФ и странами ЕС. Однако украинско-белорусские отношения не такие уж простые и предсказуемые как могут показаться с первого взгляда. Со времен независимости двух стран, существует тенденция геополитической конкуренции. Это обуславливает схожее геополитическое положение Украины и Белоруссии, т. к. оба государства являются транзитёрами российского газа в Европу, их территория используется в качестве перевалочного пункта для перевозки грузов РФ, стран Центральной Азии в ЕС. В свою очередь, транзитные услуги, это немалая статья дохода Украины и Белоруссии. Особенно отчётливо «транзитная» конкуренция проявляется со стороны Белоруссии, желающей увеличить объём поставок российского газа через собственную Газотранспортную систему (ГТС). Проблема Белоруссии заключается в том, что её ГТС имеет меньшую пропускную способность, нежели украинская. К примеру, проходящие через территорию Украины 22 газопровода, на российском участке пропускают 288 млрд. м3 российского природного газа в год, а на границе со странами ЕС – 142,5 млрд. м3. Соответственно белорусская ГТС, включая магистральный газопровод «Ямал – Европа» имеет пропускную способность всего в 51 млрд. м3 природного газа в год. Здесь можно наблюдать совпадение интересов Белоруссии и РФ. Для Белоруссии выгодно увеличить объёмы поставок российского газа через свою территорию в обход ГТС Украины. Целью РФ является снизить геополитическую роль Украины в регионе благодаря сокращению транспортировки природного газа через её ГТС и тем самым создать благоприятные условия для включения Украины в евразийские структуры Таможенного союза и ЕвраЗЭС и покупки ГТС Украины «Газпромом». Это даст возможность РФ проводить прямые поставки природного газа в ЕС и обеспечить дальнейшую реинтеграцию постсоветского пространства. Особенно нужно учитывать и то, что значение ГТС Украины в энергетических отношениях РФ и ЕС велико и по сей день. Хотя бы по тому, что по магистральному газопроводу «Северный поток» можно поставлять не более 55 млрд. м³ природного газа в год, который на данный момент работает не на полную мощность. Также перспективный газопровод «Южный поток» (63 млрд. м³ природного газа в год) не обеспечит полной компенсации пропускной способности ГТС Украины. Именно, поэтому ГТС Белоруссии, является подходящим дополнением для реализации энергетической цели РФ. Свидетельством «объединения усилий» РФ и Белоруссии для изоляции транзитного потенциала Украины следует считать ряд изменений во внешней политике последней. Наблюдается постепенный отход от многовекторности, развития одинаково стабильных отношений со всеми «центрами силы». Отчётливо стало наблюдаться преобладание российского вектора и «евразийский» центризм во внешней политике Белоруссии. Известно, что Белоруссия стала, наравне с РФ и Казахстаном, страной основательницей Таможенного союза и ЕвраЗЭС. В свою очередь, наблюдается небывалое похолодание отношений с ЕС, вызванное усилением преследования оппозиционных сил со стороны спецслужб Белоруссии. Это также служит дополнительным аргументом со стороны действующей власти в отсутствии иных альтернатив кроме евразийского направления. Подтверждением тому стала полная продажа белорусской компанией «Белтрансгаз» ГТС Белоруссии российскому «Газпрому» за 2,5 млрд. $ осенью 2011 года в обмен на снижение цены на российский газ до 165 USD за 1 тыс. м3. Хотя до недавнего времени, газовый аспект отношений РФ и Белоруссии являлся не менее болезненным нежели в отношениях с Украиной. Также нужно учитывать и то, что совсем недавно Белоруссия была достаточно активна и в «Восточном партнёрстве» используя его в качестве инструмента лавирования и игры на противоречиях РФ и ЕС.Кроме того, «Газпром» в обмен на установление своей монополии на белорусском направлении обязался провести модернизацию ГТС Белоруссии. Таким образом, РФ благодаря приобретению и последующей модернизации сможет компенсировать зависимость от ГТС Украины. По заявлениям представителей «Газпрома», планируется увеличить газоснабжение ГТС Белоруссии за счёт создания дополнительных подземных хранилищ газа.Следовательно, на современном этапе заметно, что Белоруссия превратилась из не предсказуемой «младшей сестры» в энергетический форт-пост РФ в Европе, в противовес транзитному потенциалу Украины. Тем самым желание Белоруссии в дальнейшем играть данную роль, обуславливает совпадение интересов с РФ касательно геополитической изоляции Украины, транзитный потенциал которой нивелирует всякое значение как белорусской ГТС, так и магистральных газопроводов РФ.Надо отметить, что кроме геополитической конкуренции, существует другие проблемные моменты в отношениях Украины и Белоруссии.Остановимся на проблеме делимитации украинско-белорусской границы. В отличие от схожих проблем с Румынией и РФ, фактически все участки границы Украины и Белоруссии были определены и прописаны ещё в 1997 г. в договоре «О государственной границе». Проблема в ратификации документа. Если Украина ратифицировала данный договор 18 июля 1997 г., то парламент Белоруссии до сих пор затягивает данный процесс. На наш взгляд, это связано с рядом спорных вопросов и противоречий на украинско-белорусской границе, о которых мало упоминается в СМИ. Дело в том, что участие в договоре «О государственной границе», предусматривает взаимную ответственность за соблюдение экологической безопасности в районе границы, обязательства каждой стороны не причинять какой-либо вред приграничной территории соседнего государства.Отвечают ли эти условия интересам Белоруссии? По всей видимости, нет, учитывая то, что отсутствие ратификации договора белорусской стороной, де-юре, снимает с неё подобные обязательства. Особенно, если взять во внимание нарушения Белоруссией экологической безопасности приграничных регионов Украины.Ярким примером можно считать разработку Белоруссией, недалеко от границы с Украиной, Хотиславского карьера, что оказывает непосредственное влияние на обмеление Шацких озёр на территории Волынской области Украины, в 30 км от карьера. Кроме того, «на руку» Белоруссии и бездействие вокруг проблемы изменения русла участка Днепра на приграничном участке с Украиной. Согласно международному праву межгосударственная граница проходящая по судоходным рекам, которой в полной мере является Днепр, должна проводиться по линии фарватера. Поэтому, Украина может потерять до 650 га Рипкинского района Черниговской области, которые из-за изменения русла Днепра автоматически перейдут в состав Белоруссии. Хотя данные территории являются преимущественно речными лугами, по информации украинских агрономов, один гектар окультуренного луга может дать для нужд сельского хозяйства до 3-4 т сена в год, что в размере прибыли составляет 3,5-5 тыс. грн. только с 1 га. Следовательно, украинские крестьяне могут потерять 2,2-3,2 млн. грн. в год, в случае перехода указанной территории в состав Белоруссии. При этом, кроме не ратифицированного договора «О государственной границе», между Украиной и Белоруссией отсутствуют какие-либо специальные договора о пересмотре линии границы по Днепру, в случае природных изменений. Заметно, что Белоруссии не выгодно признавать делимитацию границы с Украиной де-юре, в связи перспективами развития горнорудной промышленности в приграничных регионах, приращения территорий Украины.Проблемные моменты Украины и Белоруссии имеют и экономическую сторону. До сих пор не разрешён вопрос «долга» нач. 90-х Украины перед Белоруссией. Стороны не могут определить его сумму и форму. По мнению украинской стороны, размер задолженности субъектов хозяйствования не превышает 50 млн. $, а его погашение должно проводиться в форме реструктуризации, согласно условиям Парижского клуба. Белорусская сторона напротив уверена в том, что долг необходимо считать государственным, который составляет 113 млн. $, а его погашение может производиться только в форме выплаты. Кроме этого, существуют и проблемы перевозок украинской продукции через территорию Белоруссии в страны ЕС, в виду непрозрачности белорусской таможни. В частности, известен случай несанкционированной конфискации представителями таможенной службы Белоруссии в 2003 г. 650 т полуфабрикатов нержавеющей стали, которая перевозилась в Голландию.Однако геополитическая конкуренция и ряд проблемных моментов в отношениях Украины и Белоруссии не означает отсутствие проявлений взаимовыгодного сотрудничества.Читайте также: Пора на Север Характерным примером является современная положительная динамика торгово-экономических отношений. В последние годы заметна тенденция увеличения двустороннего товарооборота. Об этом говорят данные Государственной службы статистики Украины. Если в 2006 г. товарооборот между Украиной и Белоруссией составлял 256 млн. $, то в уже в 2010 г. вырос до 466 млн. $, а в 2011 г. достиг 6,3 млрд. $. Хотелось бы подчеркнуть, что только за январь-февраль 2012 г. товарооборот составил между Украиной и Белоруссией составил 908 млн. $. Несмотря на геополитическую конкуренцию и проблемные моменты, Белоруссия является 4-м торговым партнёром Украины в мире. Поступательно развивается инвестиционное сотрудничество. На данный момент, Украина имеет 4 млн. $ инвестиций в экономике Белоруссии, когда как капиталовложения второй в Украине составляют 4,6 млн. $. Надо отметить, что основной сферой производственной кооперации на уровне совместных предприятий является сфера машиностроения, а именно производство автомобилей, сельскохозяйственной техники.Известно, что в определённой степени Белоруссия является энергетически зависимой от Украины. Белоруссия занимает первое место по импорту украинской электроэнергии. Тем более в январе-июне 2012 г. Украина импортировала в Белоруссию 1,69 кВт.ч электроэнергии, что вдвое больше по сравнению с аналогичным периодом в 2011 г. (808,7 млн. кВт.ч). Несмотря на то, что транзитный потенциал Украины представляет конкуренцию для Белоруссии, тем не менее, по украинскому нефтепроводу Одеса – Броды – Гданск в Белоруссию поставляется венесуэльская нефть. Так или иначе, но северо-восточный сосед Украины выхода к морю не имеет и поэтому зависимость от украинских черноморских портов очевидна.Достаточно активно сотрудничество Украины и Белоруссии проявляется в сфере ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Согласно специальному двустороннему соглашению, через территорию Белоруссии проходит автомобильная дорога Славутич – Чернобыльская зона для перевозки украинского персонала для деактивации зоны отчуждения.Заметно, что на современном этапе отношения Украины и Белоруссии являются крайне противоречивыми. Геополитическая конкуренция и проблемные моменты соседствуют с активным экономическим и энергетическим сотрудничеством. Как бы то ни было, но очевидной является энергетическая и транзитная зависимость Белоруссии от Украины. А это значит, что, несмотря на проведение курса ориентированного на евразийскую интеграцию, возможное обострение отношений с Украиной может негативно сказаться на экономическом развитии Белоруссии исходя из тенденций двусторонних отношений.Кухалейшвили Георгийполитолог-международник



Вернуться назад