«Газовая автаркия» по-украински

'«ГазоваяОдним из наиболее проблемных моментов современного развития Украины в полной мере следует считать не урегулированный газовый вопрос с РФ. Известно, что на данный момент, согласно условиям контракта Тимошенко-Путина, «Харьковским договорённостям» 2010 г., с 2011-2019 гг. Украина покупает 40 млрд. м3 российского природного газа в год, по самой высокой цене в Европе – 540 $ за 1 тыс. м3 газа. Не удивительно, что выполнение обязательств перед российской стороной сильно бьёт по национальному госбюджету и карману налогоплательщиков. По мнению ряда экспертов, дальнейшее увеличение налогов на газ отразиться на дальнейшем росте цен в Украине, в том числе и на продукты питания (на 50 %).

На фоне безуспешных попыток пересмотра невыгодных газовых договорённостей с РФ и добиться снижения цены и объёмов закупки углеводородного сырья, общественный резонанс вызвало заявление премьер-министра Н. Азарова на 9-й Ялтинской конференции (13-16 сентября 2012 г.). По словам главы Кабмина, на повестке дня стоит задача добиться энергетической независимости Украины в течение 15 лет и обеспечить свою экономику собственным природным газом. Кроме того, украинский премьер-министр заявил о планах сократить потребление природного газа в два раза.

Заметно, что обычная тактика уступок в пользу РФ в обмен на либерализацию цены на природный газ сменилась стратегией по достижению «газовой автаркии». Иными словами, целью Украины является достичь полного самостоятельного обеспечения собственной экономики за счёт увеличения добычи неразведанных газовых месторождений.

Однако желание достичь самообеспечения природным газом и стать энергетически независимыми от Восточного соседа связано не только с вопросом цены и налогов. Надо отметить, что перспективу «газовой автаркии» в какой-то степени обуславливают несколько факторов.

Во-первых, количество закупаемого российского газа значительно превышает объёмы потребления Украины. По данным Министерства энергетики и угольной промышленности Украины, по сравнению с прошлым годом, в январе-августе 2012 г. потребление российского газа в Украине уменьшилось на 7,8%. И это притом, что независимый реэкспорт российского газа НАК «Нафтогаз» Украины не предусмотрен в договорённостях с «Газпромом», а ГТС Украины выполняет исключительно транзитные функции. Поэтому закупка природного газа у РФ свыше собственного спроса не объективна. При этом, для хранения значительных излишков необходимо производить модернизацию газовых хранилищ Украины, на что требуется наличие немалых средств, которые могут вкладываться в разработку собственных газовых месторождений.

Во-вторых, за указанный период 2012 г. сократился и транзит российского газа через газотранспортную систему (ГТС) Украины в страны ЕС. По данным НАК «Нафтогаз» Украины, в 2011 г. через ГТС Украины было переправлено 104,2 млрд. м3 природного газа. В свою очередь, согласно информации Министерства энергетики и угольной промышленности Украины, за 8 месяцев 2012 г. объём транзита российского природного газа через ГТС Украины сократился на 22 % и составил 56,1 млрд. м3. Уменьшение транзита российского газа через территорию Украины связывают с функционированием газопровода «Северный поток», с покупкой РФ белорусской ГТС и её модернизацией «Газпромом».

В-третьих, в последнее время наблюдается незначительное, но увеличение объёмов добычи Украиной собственного природного газа. В частности, несмотря на то, что большинство из ныне эксплуатируемых газовых месторождений истощены, за первое полугодие 2012 г. было добыто 10,1 млн. м3 природного газа, когда как за аналогичный период 2011 г. объём добычи составил 10 млн. м3. Хотя подобные изменения в сторону плюс могут показаться незначительными и не влияющими на улучшение состояния энергетической безопасности Украины, они доказывают возможность добиться больших результатов в случае разработки не разведанных месторождений.

В-четвёртых, если говорить о газовых месторождениях Украины, то по данным «Нафтогаза» потенциальные запасы природного газа составляют 5,4 трлн. м3, а газового конденсата более 400 млн. т. Для сравнения, по запасам неразведанного природного газа Украина опережает США – 4,73 трлн. м3, Алжир – 4,53 трлн. м3, а также Ирак – 3,12 трлн. м3. В ходе проведённых в 2011 г. геолого-разведывательных работ, специалистами НАК «Нафтогаз» Украины, было открыто 4 новых месторождения. Среди них – Боровое, Харьковское, Кузьмичевское на территории Харьковской области, Барзаковское на территории Полтавской области. Кроме того, существует ряд газовых месторождений в Черноморском шельфе Украины (Одесское, Безымянное, Скифское, Форосское, Прикерченская нефтегазовая площадь), совокупный запас которых составляет 1,5 трлн. м3. Богата Украина и по запасам сланцевого газа. Согласно данным геологической службы Украины запасы сланцевого газа в Донецкой области составляют 2 трлн. м3 (Юзовское месторождение), во Львовской области – 1,5 трлн. м3 (Олесское месторождение). Известно, что в мае 2012 г. тендер на разработку Юзовского и Олесского месторождений выиграли ТНК США Shell и Chevron, а разработка месторождений должна начаться в 2017 г.

Читайте также: Сланцевый газ против Газпрома

И наконец, в-пятых, сделанные уступки касательно продления базирования Черноморского флота, фактическое согласие на совладение Керчь-Еникальским каналом, а также предоставление русскому языку статуса регионального нисколько не повлияли на сговорчивость российской стороны по газовому вопросу. Более того, стало очевидно, что нежелание РФ снижать цену на газ связано не только с экономической прибылью от экспорта газа в украинском направлении. В контракте Тимошенко-Путина РФ видит долгосрочные перспективы экономической реинтеграции Украины. Уже сейчас российская сторона намекает на «целесообразность» создать консорциум в управлении ГТС Украины, а также вступление в Таможенный союз (ТС) и Единое экономическое пространство (ЕЭП). В случае Украины, энергетическая «интеграция» с РФ – залог экономического включения в евразийские структуры по белорусскому сценарию. Так или иначе, но в рамках ТС и ЕЭП, Украина будет вынуждена устанавливать торговые тарифы для третьих стран по согласию с РФ и другими членами евразийских структур. Также для наиболее конкурентоспособных отраслей украинской экономики будут устанавливаться экспортные ограничения – дабы не выступать конкурентом для других членов ТС и ЕЭП, отраслевая структура которых достаточно схожа с украинской. В свою очередь, для РФ, а точнее для «Газпрома», евразийская интеграция Украины – возможность осуществления прямых, беспошлинных поставок природного газа в ЕС через территорию страны.

Поэтому уступки Украины, по второстепенным, с точки зрения РФ, проблемным вопросам двусторонних отношений, себя не оправдывают. Цель РФ предельно ясна – добиться включения Украины в ТС и ЕЭП и получить экономические и транзитно-транспортные преимущества. А невыгодные условия поставок природного газа – новый рычаг давления на Украину, попытка доказать отсутствие альтернативы евразийской интеграции.

Вполне вероятно, что экономические, геологические и геополитические факторы говорят об объективности стратегии «газовой автаркии» Украины. Однако возникает не менее объективный вопрос о возможности воплощения в жизнь данной альтернативы российскому газу.

Теоретически, в случае успешной разработки собственных газовых месторождений в течение 15 лет, Украина имеет шансы и вовсе отказаться от импорта российского природного газа и действительно достичь «газовой автаркии», занять место самодостаточного игрока на мировом рынке углеводородного сырья. К примеру, согласно прогнозу Кембриджской ассоциации энергетических исследований, до 2035 г. в случае инвестирования в нефтегазовый сектор Украины до 10 млрд. $ в год, Украина сможет ежегодно добывать 60 млрд. м3 природного газа. Естественно, последствия подобной вероятности оцениваются и в Кремле. На данный момент Украина является 5-м по величине торгово-экономическим партнёром РФ и основой экспорта РФ является природный газ (67,3%). Соответственно, «газовая автаркия» Украины теоретически означает потерю РФ крупного рынка сбыта.

Поэтому, в качестве барьера РФ затягивает процесс делимитации морской границы в Азовском и Чёрном море, что мешает Украине начать масштабную разработку данных месторождений, привлекать иностранные инвестиции. Известно, что только для начала разработки месторождений Черноморского шельфа необходимо 20-25 млрд. $, что на данном этапе маловероятно без иностранных капиталовложений. Естественно, ни одна из западных нефтегазовых компаний не рискнёт вкладывать капитал в территорию, которая является объектом межгосударственного спора – в данном случае не разграниченный между Украиной и РФ морской шельф.

В данном плане в качестве инвестора интересна КНР, которая традиционно вкладывает немалые капиталы в «зоны риска», нестабильные государства. Если учитывать текущее сближение двух государств и более того, развитие двусторонних отношений в рамках стратегического партнёрства, то приток китайских инвестиций в нефтегазовый сектор Украины вполне объективен, учитывая то, что КНР проводит курс на диверсификацию импорта энергетических ресурсов. Кроме того, КНР продаёт Украине платформы и буровые установки для добычи энергоресурсов на морском шельфе. Однако и в данном случае РФ выступает барьером. Дело в том, что существует проект строительства газопровода «Алтай» до 2030 г., который соединит газовые месторождения Западной Сибири с Синьцзян-Уйгурским автономным районом, с китайским газопроводом «Восток – Запад». По данному газопроводу планируется транспортировка до 80 млрд. м³ газа в год, что уже превышает максимально возможные объёмы добычи природного газа в Украине. Учитывая то, что КНР желает использовать РФ в качестве сырьевого придатка, ухудшение отношений с ней по украинскому газу маловероятно.

Также существует риск потери Украиной значительной части газовых месторождений на шельфе Азовского и Чёрного моря. В случае если морская граница будет проведена по условиям РФ, а не Украины, т. е. по модернизированной срединной линии, а не административной границе времён СССР, то большая часть месторождений перейдёт под суверенитет РФ. Поэтому достаточно спорно рассматривать делимитацию морских пространств между Украиной и РФ как гарантию увеличения разработки Украиной своих газовых месторождений.

В определённой степени, по мнению специалистов МВФ, Украина может заниматься самостоятельной разработкой новых месторождений без иностранных инвестиций, для привлечения которых РФ создаёт барьеры. Однако для этого требуется увеличить сумму тарифов на газ для населения. В случае если правительство Украины будет продолжать повышать тарифы на газ в течение нескольких лет, сокращая при этом субсидии и сохраняя существующий уровень социального обеспечения, возможным станет освобождение значительных средств, которые можно направить на ликвидацию дефицита бюджета НАК «Нафтогаз» Украины, на разработку новых газовых месторождений.

Заметно, что достижению Украиной энергетической независимости от РФ за счёт разработки собственных газовых месторождений способствуют объективные факторы. В тоже время существует немало барьеров на данном пути, включая российский фактор. Несмотря на относительную рациональность самостоятельной разработки газовых месторождений, по сценарию МВФ, барьерами, в данном случае могут стать недовольство населения Украины повышением цены на газ в канун отопительного сезона, а также возможное направление отдельными лицами освободившегося капитала не совсем в нужное русло. Однако одним из важнейших условий достижения автаркии, в том числе и «газовой», является опора на собственные силы, в том числе и государственный бюджет Украины.

Кухалейшвили Георгий
политолог-международник


0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии