А.С.Д. в Google News - натисніть Підписатися

Индия: перспектива Украины в Южной Азии

'Индия:В последнее время всё чаще в отечественной прессе можно услышать о планируемом визите В. Януковича в Индию, в декабре 2012 г. Достаточно значительное событие в двусторонних отношениях, учитывая то, что визитов главы Украины в Индию не прослеживалось в течение 10 лет. Как показывает дипломатическая практика, официальный визит главы одного государства в другое государство является свидетельством взаимной заинтересованности. На современном этапе Индия претендует на роль одного из геополитических полюсов. По мнению президента США Б. Обамы, она является «центром силы» в современном многополярном мире. В свою очередь, исходя из тенденций многовекторности, во внешней политике Украины и стремления развивать взаимовыгодные отношения с влиятельными государствами, Индия является подходящим партнёром.

Соответственно, возникает вопрос касательно перспектив украинско-индийских отношений, а также интересов Украины в данной юго-азиатской стране.

Для начала поговорим о геополитическом контексте отношений. Подобным контекстом, следует считать ряд тенденций в треугольнике неоднозначных отношений США, Индии и РФ, которые охарактеризуют вероятную роль Украины для Индии и тем более перспективы сотрудничества.

Объективным процессом последних лет является трансформация отношений РФ и Индии, несмотря на существующее мнение о стратегическом треугольнике РФ-Индия-КНР или о исключительной роли Индии в БРИКС (Бразилия-РФ-Индия-КНР-ЮАР). Известно, что современную Индию с ВВП в 4,5 трлн. $ и ядерным арсеналом, достаточно сложно сравнивать с пост колониальной страной эпохи биполярности, которая имела достаточно заметную зависимость от военно-технического сотрудничества, сотрудничества в области ядерной энергетики с СССР. Поэтому, на современном этапе Индия, несмотря на поставки российских вооружений и сотрудничество с РФ в ядерной энергетике (АЭС Куданкулам), начинает активное сближение с основными конкурентами РФ.

Заметно, небывалое потепление с США за всё время двусторонних отношений. Более того, в ходе визита президента США Б. Обамы в Индию в ноябре 2010 г., была заключена новая серия сделок в гражданской и оборонной сферах на 10 млрд. $. В частности Б. Обама пообещал понизить уровень контроля за экспортом в Индию технологий «двойного назначения», в том числе и ядерных. Это говорит о том, что важной задачей США на современном этапе является максимально снизить факторы стратегического партнёрства РФ и Индии, включая сотрудничество в области ядерной энергетики и военной сфере.

Необходимо это главным образом для того, чтобы не допустить трансформации БРИКС в полюс альтернативного влияния США. Так или иначе, но именно БРИКС, в случае консолидации станет ведущим актором международных отношений, на который будет приходиться 75 % доли мировой экономики.

Не менее важным является и желание США реализовать проект газопровода ТАПИ (Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия) в противовес альтернативному проекту Иран – Туркменистан – КНР, продвигаемого РФ. Тем самым США недопустят выхода из изоляции Ирана, усиления оборонной промышленности КНР за счёт иранского газа.

Возникает вопрос – сможет ли Украина вписаться в контекст американских интересов в Индии и тем самым заменить РФ в технологическом отношении? Попробуем смоделировать подобный сценарий. В случае отдаления РФ от Индии, произойдёт вполне предсказуемое сокращение сотрудничества в сфере ядерной энергетики и поставок вооружений. Здесь возникает вопрос о завершении процесса реализации проектов РФ в ядерной энергетики и перевооружения индийской армии. Так или иначе, но Индия примерно на 60-70 % зависит от российских технологий и вооружений. Данный потенциал закладывался ещё в годы биполярности и сотрудничества с СССР. Какими бы ни были перспективы сотрудничества Дели и Вашингтона в области ядерной энергетики, полный отказ от существующей советско-российской части военного потенциала необъективен, с экономической точки зрения. Соответственно, Украина одна из немногих стран, ВПК (военно-промышленный комплекс) которой совместим с советскими и российскими аналогами. А это значит, что теоретически, Украина может стать альтернативным или дополнительным партнёром Индии в сфере военно-технического сотрудничества.

Хотя данный сценарий может показаться достаточно субъективным и маловероятным, но трения с КНР (союзник по БРИКС) по ряду приграничных вопросов, их геополитическая конкуренция за перераспределение сфер влияния в малых государствах Южной Азии (Мьянма тому пример) ставят под вопрос вероятность консолидации в рамках БРИКС. В тоже время, замечая наличие трений с партнёрами по БРИКС, стоит обратить внимание и на определённую схожесть подходов Украины и Индии касательно международных отношений и проведения своей внешней политики. Один из принципов «Панча Шилу», который лежит в основе внешней политики Индии, является принцип неприсоединения. Не секрет, что на современном этапе данное государство выступает лидером Движения Неприсоединения. Поэтому, «внеблоковость» Украины, не членство ни в НАТО, ни в ОДКБ, располагает индийскую сторону к построению конструктивного диалога. Оба государства в своей внешней политике исходят из принципа многовекторности и активного взаимодействия на многостороннем уровне. Ярким примером тому, является поддержка Украиной, в рамках ООН, амбиций Индии на статус постоянного члена в СБ ООН. Не совсем соответствует энергетическим интересам Индии и российский проект газопровода Иран – Туркменистан – КНР, который в отличие от ТАПИ, не удовлетворяет энергетические запросы индийской промышленности. В свою очередь, в случае реализации ТАПИ, в выгодном положении могут оказаться и украинские нефтегазовые компании, которые имеют достаточный опыт в создании газотранспортной инфраструктуры.

Заметно, что геополитический контекст неоднозначных отношений США, Индии и РФ определяет перспективы углубления сотрудничества Украины и Индии.

Итак, как удалось выяснить, между Индией и Украиной существует заинтересованность в развитии военно-технического сотрудничества. Это подтверждают данные информационных агенств, согласно которым в ходе визита В. Януковича в Индию, планируется достижение договорённостей об углублении двустороннего сотрудничества в данной сфере. Так или иначе, но наработка опыта в данной сфере уже существует. В 2003-2010 гг. Индия входила в пятёрку стран, на которые приходится три четверти экспорта украинских вооружений. В частности, Индия уже сегодня закупает 12% экспортируемых украинских самолётов, бронетехники, иных видов вооружений. Существует опыт совместного сотрудничества в разработке военно-транспортного самолета АН-70.

Далее, можно говорить о том, что энергетика также может стать перспективной сферой углубления двусторонних отношений. Об этом также говориться в СМИ. Во всяком случае, данный потенциал был заложен предприятиями УССР ещё в годы существования СССР. С 2002 г. Украина участвует в области программы наращивания энергетических мощностей Индии. Украинские специалисты принимали участие в строительстве гидроэнергетического комплекса «Тери», в создании теплоэлектростанций в городах Корб, Бакри, Нейвели, Обри, завода тяжелого энергетического оборудования в Хардвари. Потенциально возможным является сотрудничество в сфере ядерной энергетики. Примером является существование договора о снабжении акционерным обществом «Турбоатом» четырех энергоблоков для АЭС «Кайга», «Раджа стан». Однако Украине следует проводить более сдержанный курс для сохранения благоприятного паритета с США, для которых развитие сотрудничества с Индией в области ядерной энергетики является краеугольным камнем. В данном случае для Украины лучшим вариантом является соблюдение паритета с США, нежели конкуренция с РФ в Индии.

Кроме того, существуют перспективы сотрудничества в сфере инфраструктуры. Индия заинтересована в модернизации автодорог, реконструкции газопроводов, в создании новых производственных мощностей в сфере тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения, черной металлургии.

Вполне вероятным может стать и создание на территории Индии совместных предприятий в промышленном секторе. Об этом говорят заявления официальных лиц о том, что в ходе визита в Индию украинского президента в декабре этого года, состоится подписание соглашения о безвизовом режиме для узкого круга лиц. Можно предположить, что среди них могут оказаться украинские бизнесмены и высококвалифицированные специалисты.

Однако нельзя говорить о безоблачном характере перспектив отношений Индии и Украины. Спорным моментом в двусторонних отношениях является т. н. «танковый контракт» 1996 г. с давним и непримиримым геополитическим противником Индии Пакистаном, с которым со времён независимости идёт геополитическое, экономическое и военное противостояние за региональное лидерство в Южной Азии, с которым существует ряд территориальных споров. В частности, после подписания Украиной с Пакистаном в 1996 г. контракта на поставку танков Т-80УД, произошло замораживание отношений с Индией вплоть до начала 2000-х гг. Не стоит забывать о том, что Пакистан является одним из активнейших импортёров украинского вооружений. К примеру, в 2012 г. был подписан контракт на поставку в Пакистан двигателей к танкам.

Однако наличие спорных моментов касательно военно-технического сотрудничества Украины и Пакистана, не мешает динамичному развитию торгово-экономического сотрудничества с Индией. В частности, если в 2006 г. двусторонний товарооборот составлял 1,2 млрд. долларов, то в 2010 г. вырос до 2,1 млрд. $, а за январь-июль 2012 г. составил 1,8 млрд. $. Учитывая то, что 60% товарооборота Украины и Индии составляет продукция фармацевтической промышленность. В случае подписания новых контрактов в других сферах взаимного интереса, можно предположить его увеличение.

Следовательно, можно говорить о том, что на современном этапе Индию необходимо рассматривать в качестве одного из перспективных направлений внешней политики Украины, а грядущий визит главы нашего государства определит их дальнейшее качество. В любом случае, перспективы интенсификации и активизации двустороннего партнёрства уже имеются исходя из геопоитического контекста отношений, опыта сотрудничества предыдущих лет.

Кухалейшвили Георгий
политолог-международник


0 коментарів

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии