Итоги-2015 отечественной банковской системы

Виктор Лисицкий,
экономист


Итоги-2015 отечественной банковской системы

Достигнута стабилизация

В завершившемся году 2015-м наша банковская система с честью прошла через тяжелейшие испытания, которые были главным образом результатом потрясающей безответственности нашей исполнительной власти. Самое тяжелое испытание – стремительная девальвация гривны вследствие накопления колоссальной, отложенной девальвации. Читатель вполне естественно удивится: «А откуда же она взялась?». Поясняю.

Хочу напомнить, что после 2005 г. мы вошли в быстро растущий дефицит внешней торговли и, соответственно, текущего счёта. Со средины 2005 и до 4-го квартала 2008 г. этот дефицит финансировался (закрывался) внешними заимствованиями коммерческих банков. Они, без (!) государственных гарантий, опираясь на свой собственный (!) рыночный международный имидж, привлекли на международных рынках кредитов для затыкания дырки во внешней торговле в объёме 35-36 млрд. дол. Мировой рынок поверил нашим банкам. Правительству Украины не поверил тогда (да сейчас не очень верит!), а коммерческим банкам поверил.

Потом грянул кризис 2008 г. и Украина в целом не смогла сохранить свой имидж надёжного заёмщика. И даже наши банки не смогли защитить Украину от проделок мудрецов с Манхэттена. Гривну девальвировали от примерно 5 до 8 грн./дол. США.

К большому сожалению, власть (вроде как наша ж) не сделала необходимых выводов, и дефицит текущего счёта (за счёт внешней торговли) продолжал накапливаться. И в результате к 2014 г. мы подошли с отложенной девальвацией более чем в 53 млрд. дол. – это суммарный дефицит текущего счёта. То есть, на мировых рынках мы потратили денег на 53 млрд. дол. больше, чем заработали (см. график в конце).

Всё происшедшее стало возможным благодаря следованию политике фиксированного валютного курса. Властители наши игнорировали богатейший опыт других стран (в том числе, и постсоциалистических). Мнения отечественных критиков этого сталинского курсообразования (и автора этой заметки) властью просто не замечали. Даже не критиковали.

Власть, пришедшая в результате Революции Достоинства, сделала необходимые вывод и приступила к девальвации гривны и, забегая вперёд, перешла к доминирующей в Мире политике гибкого курсообразования. Дефицит текущего счёта резко уменьшился. Сегодня он ещё отрицателен, но незначителен – менее 1 млрд. дол. США после 16 млрд. в году 2013-м.

Девальвация курса гривны до нынешних величин больно ударила и по банкам, и по бизнесам в целом, и широким слоям украинцев. Объёмы производства резко снизились, что радикально затруднило даже финансирование социальных выплат. Остро встала проблема возврата валютных кредитов.

Сегодня эти испытания уже позади – мы нашли себя в этой новой, весьма жесткой, системе координат. На повестке дня возобновление и роста экономики, и роста доходов граждан Украины.

По главным показателям банковской системы за 11 мес. 2015 г. картина следующая:

1-е. Активы банков снизились. Но лишь на 3%. Согласитесь – это немного;
2-е. Активы упали из-за снижения кредитования – на 52 млрд. грн. в абсолютном выражении. Вроде бы и много. В относительном же исчислении совсем немного – всего лишь на 5%;
3-е. Очень плохо, что выросла доля «плохих» кредитов – от 13 до 21%. Но! Бывало и хуже. Думается, что наращивание кредитования экономики в целом серьёзно поспособствует решению и это проблемы (деньги есть – см. дальше).

Эти показатели позволяют констатировать достижение финансовой стабильности в Украине. Мягкая динамика гибкого (!) валютного курса говорит о стабилизации этого самого нервного, беспокойного рынка.
Состоялось замедление инфляции.

Очень важно: За год международные резервы выросли на 77% - до 13,3 млрд. дол. Можно фиксировать истину: Нам снова верят!
Не могу не подчеркнуть ещё раз: очень важно, что за текущий год 2015-й Нацбанк вышел на соблюдение режима гибкого курсообразования и отказался от фиксации обменного курса.

Не следует забывать, что переход к гибкому курсообразованию состоялся уже во время «гибридной» войны с Россией – это уникальный, чуть ли не единственный положительный опыт мирового (!) значения. Сегодня, уже длительное время, на межбанковском рынке предложение валюты преобладает над спросом на нее. Благодаря этому за 2015 год Национальный банк уже купил на межбанковском валютном рынке 1,6 млрд. дол. США. В то же время банки покупали валюту на наличном рынке – чистая покупка валюты банками у населения составляла 1,5 млрд. дол. США.

Опираясь на помощь международных компаний, улучшена оценка залогового имущества под кредиты рефинансирования и увеличены его объёмы. И сегодня, на начало 2016 года, общая задолженность банков по кредитам рефинансирования составляет более 100 млрд. грн. В тоже время задолженность банков по кредитам рефинансирования и стабилизационным кредитам снизилась на 8,4 млрд грн.

Состоялась определённая стабилизация в финансовом секторе и восстановления доверия к банковской системе. Например, в платежеспособных банках депозиты «физиков» выросли на 11,4 млрд. грн. Да! Пока что только в платежеспособных банках. Пока что!

В целом банковская система имеет высокую ликвидность. Так, на депозитных сертификатах Национального банка находится более 76 млрд. грн., на корреспондентских счетах банков - более 33 млрд. грн. Таким образом, общая ликвидность банковской системы превышает 109 млрд. грн. Возвращаю читателя в вышеприведенной мысли: Деньги есть – нужно разворачивать кредитование экономики. И вот тут должна сказать своё слово исполнительная власть – предложить проекты и механизмы реализации. А она-то, родимая «ни тю, ни гав, ни кукареку…» Пока что так…

Успешно идет «чистка рядов».

Достижением года 2015-го является, безусловно, и очистка банковских рядов. Как известно, в целом с начала 2014 года Нацбанком «выведено из эксплуатации» 63 банка – это более трети банковской системы.

В году 2015-м Нацбанк провел диагностику 20 крупнейших банков для выявления потребностей в докапитализации. После консультаций с банками было принято решение о переносе сроков утверждения планов капитализации первых 10 банков в месяц - до 1 февраля 2016 и второй десятки - до 1 апреля 2016 года.

Главные проблемы банковской системы Украины находятся за её пределами.

На этом факте автор акцентировал внимание общественности многократно. Но! Пока что общественность не понимает важность этого факта.

Дело в том, что регулирование банков у нас весьма хорошо приближено к мировым стандартам. Именно поэтому в 2005-2008 гг. банки своими закордонными заимствованиями смогли спасти гривну от девальвации (которая состоялась только в 2014-15 гг.).
А вот регулирование экономики в целом у нас есть просто никудышным. Власть только последние пару лет серьёзно занимается вопросами внешнеэкономического сбалансирования и добилась радикального уменьшения дефицита текущего счёта.

В общем наша государственная власть есть регуляторно нищей. Поясняю.

Лидер развития рыночных отношений – США – уже несколько десятков лет имеет, например, специальную систему регулирования малого бизнеса – ведущего класса современности. Материализована она в Small Business Administration (SBA). Аналогичные системы есть и в ЕС. У нас ничего подобного никогда не было. И мы идём на международные рынки?

Действующие к Западу от станции Чоп (да и на Юг от Владивостока) системы регулирования предпринимательства в принципе включают в себя следующие направления (комплексы):

1. Либеральное регулирование значительной части видов предпринимательства не имеющих определяющего (подчёркиваю – определяющего) значения для экономики и общества в целом. То есть, это заурядные виды бизнеса типа изготовления макарон, производства и ремонта авто и велосипедов, пошивки трусиков, производства мебели и т.д.;

2. Специальное регулирование малого бизнеса – ведущего класса современного развитого общества. «Малыши» в США создают до 60% ВВП, потому что регулируются правилами, радикально отличающимися от общей либеральной модели. Похожие отличия имеет регулирование малышей и в ЕС, и в Бангладеш, и во многих других странах. Напоминаю – либеральная модель устанавливает равнодоступность до ресурсов, что автоматически вызывает и правило одинаковости налогообложения (и др. отношений с державой). Наши властители, опираясь на никому не известные разработки никому не известных деятелей, пытаются навязать бизнесу такой же подход. И это в то время когда, например, мировой инновационный лидер – США – имеет оригинальную, мало либеральную систему регулирования «малышей»;

3. Специальное регулирование конкурентных преимуществ державы. В США и ЕС уже десятки лет действует исключительное регулирование АПК. В США, Южной Корее, Японии и других странах существует исключительное регулирование морской индустрии (транспорт, порты, перевозки и др.) плюс рыбопромыслового комплекса (разведение рыб, вылов и т.д.). В Индии и других странах уже пару десятков лет действует специальная система регулирования создания программного обеспечения. Несть числа таким примерам. Эти системы диаметрально противоположны навязываемой нам всеобщей либеральной системе регулирования;

4. Специальное регулирование регионов отсталых в социально-экономическом отношении путём е создания в них СЭЗ. Наши ближайшие соседи: Турция с 1980-х, а Польша с 1990-х имеют такие СЭЗ…, а наши властители об этом даже не вспоминают. Кстати! До 2005 г. у нас были весьма успешные СЭЗ. А после восшествия на пост Премьера Юлии Тимошенко они исчезли. А сейчас «почему-то» власть вообще не заикается о СЭЗ…. Почему?;

5. Специальное финансовое регулирование образования и науки.

Вышеуказанные комплексы специального регулирования не есть мечтаниями кабинетных теоретиков или, тем более, автора этой заметки. Они, если можно так сказать, в исполнительной власти материализованы созданием соответствующих властных структур. И эти структуры на протяжении последних многих десятков лет, имеют соответствующие значительные полномочия. У нас ничего подобного нет!

Наши банки хорошо воспринимаемы в Мире потому что они современны. Нужно добиться такого же и хотя бы для наших базовых бизнес-комплексов начиная с «малышей», АПК, морской индустрии.

А может быть, нам стоит подчинить Кабмин банкам Украины?


Итоги-2015 отечественной банковской системы

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии