Франчайзинг: неиспользуемый резерв экономики


Нельзя сказать, что франшиза – это нечто новое для Украины, России или другой любой страны постсоветского пространства. Отечественный бизнес оценил возможность работать под брендом крупной «раскрученной» торговой или производственной марки. Отсутствие затрат на рекламу, уже готовые технологии – отличный стимул для выбора вести бизнес «под франшизей». Доказательство тому мировой опыт – 40% глобального бизнеса работает именно так.

Франчайзинг: неиспользуемый резерв экономики

Тем не менее, франчайзинг не так уж и быстро привился на почве экс-СССР. Крупные транснациональные корпорации и сегодня не спешат делиться торговой маркой с представителями бизнеса в странах, экономика, которых им кажется «дикой» или просто нерыночной. А собственных крупных и престижных бизнес-сетей не так много. Как правило, в Украине мелкие и средние предприниматели работали с франшизей бизнеса из Российской федерации. И наоборот. Хотя, к примеру в РФ в 2015 году рынок франчайзинга вырос на солидные 15% относительно годов ранее. Новым стимулом этого сегмента экономики стало развитие онлайн-бизнеса в Интернет.

Продажа франшизы в Интернете приобретает новые формы и выходит за рамки обычного онлайн-трединга. Например, возможность работать под логотипом известной сети городских сайтов CitySites. В пакет услуг входит не только получения сайта и популярный логотип к нему, но наполнение и поддержка рекламными статьями. Кроме того, надо понимать, что сайт такого формата – это не просто торговля в сети или реклама. Среди прочего – это мощный инструмент политики (например, пропаганда на выборах) или социальных проектов. Поддержка и наполнение возможны для Казахстана, Украины и России.

Пока же, как и ранее в Интернете доминируют проекты, связанные с франчайзингом как способы продавать свои знания в других сферах предпринимательства. Как открыть бар или ресторан, как наладить процесс продаж того или иного товара через свой сайт и так далее…

Если же вернуться к цифрам, то в СНГ наиболее продвинутыми в сфере франшизы оказываются вовсе не те страны, о которых вспоминаешь в 1-ю очередь. Например, в России:

- В по штучном исчислении, в РФ работает 1050 действующих «франшиз». Но это менее 2% всех предприятий страны.
- потенциал «франчайзингового рынка» в РФ по разным оценкам в перспективе оценивается в 5000000000 (пять миллиардов USD).

Но все познается в сравнении: в Казахстане с гораздо меньшим населением, размером экономики (и значит рынком) последняя цифра составляет $ 2,5 миллиарда. Но как и было сказано для Москвы, Казахстана или Украины это пока потенциал, который еще необходимо реализовать. А вот другой пример: в Европейском союзе франчайзинг генерирует 60% всей экономики. Но все это стало возможно за счет четкого нормативного регулирования – с одной стороны стимулирующего такой бизнес, а с другой ограничивающего возможные злоупотребления: например монополизацию. Кроме того 9 из 10 предприятий ведущих бизнес таким способом имеют доступ специализированным выгодным кредитам…

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии