DataLife Engine > Исторический опыт, Главные новости > День Рождения коммунизма

День Рождения коммунизма

День Рождения коммунизма 7 ноября – день рождения советского коммунизма. Споры о коммунизме не утихнут еще долго. Это был грандиозный исторический проект. Нет никакого желания ностальгировать по Советскому Союзу. Но точно так же, было бы неприлично присоединяться к хору интеллектуальных карликов, сводящих коммунизм к двум сортам колбасы. День Октябрьской революции по дате почти совпадает с днем рождения последнего великого советского и постсоветского логика и социолога Александра Зиновьева (1922 - 2006). Поэтому редакция АСД решила отдать дань памяти и Зиновьеву и советскому коммунизму.Наследие А. Зиновьева настолько колоссально, что нечего и пытаться говорить о нем в одной статье. Так или иначе, получится обрывочно и в виде конспекта. Поэтому мы публикуем отрывки из его статей, посвященных коммунизму, в том числе те части, которые интересны в свете модных дискуссий о «настоящем народовластии».
Родители коммунизма
Коммунизм имел успех в России в значительной мере благодаря характеру и состоянию российского населения, человеческого материала России. В наше время признание роли этого фактора в формировании социальных систем стало фактически табу и расценивается как расизм. Но абсолютно ничего расистского в том, что я сказал выше, нет. Более того, игнорировать качества человеческого материала в исследовании важнейших социальных феноменов современности - значит заведомо закрывать себе путь к их пониманию.Основной российский народ - русские - обладал качествами, которые, с одной стороны, делали сильную диктаторскую власть необходимой для его выживания, а с другой стороны - делали эту власть возможной. Перечислю эти качества. Слабая способность к самоорганизации и самодисциплине. Склонность к коллективизму, к покорности перед властями, к лени. Способность легко поддаваться влиянию демагогов и проходимцев. Способность переносить трудности и жить на низком уровне. Терпеливость. Гостеприимность. Чрезмерная психическая гибкость, доходящая до угодничества и хамелеонства. Слабая бережливость. Неуважение своих соотечественников, преклонение перед всем иностранным. Взгляд на жизненные блага как на дар судьбы или свыше, а не как на результат своих усилий, инициативы и риска. Вследствие своего характера русский народ не смог воспользоваться плодами своей великой революции и плодами победы в войне над Германией, не смог завоевать привилегированное положение в своей стране, оказался неконкурентоспособным в борьбе с другими народами за лучшие социальные позиции и блага. Русский народ не оказывал поддержку своим наиболее талантливым соплеменникам, а, наоборот, всячески препятствовал их выявлению, продвижению и признанию. Он никогда всерьез не восставал против глумления над ним, исходившего от представителей других народов, позволяя им при этом безбедно жить за его счет.
Настоящее народовластие
Сталинский период был периодом подлинного народовластия, был вершиной народовластия. Если вы не поймете эту фундаментальную истину, вы ничего не поймете в этой эпохе. Народовластие не есть нечто очень хорошее - пусть слово "народ" не сеет на этот счет иллюзий. Сталинский террор, массовые репрессии и все такое прочее - это суть признаки именно народовластия. Десталинизация страны, включавшая в себя ликвидацию народовластия, была шагом вперед в эволюции коммунистической государственности.Сталинская власть была народовластием прежде всего в том смысле, что это была не профессиональная, а дилетантская власть. Подавляющее большинство постов в ней с самого низа до самого верха заняли выходцы из низших слоев населения и люди, никогда ранее не помышлявшие о том, чтобы кем-то управлять. Это - общеизвестный факт, на который теперь почему-то перестали обращать внимание. А это - миллионы людей. Люди менялись на всех постах с неслыханной быстротой. Еще не умели управлять. Коррупция, бытовое разложение. Невозможность решить проблемы, которые заставляли решать. Процент репрессированных в этой среде был если не самым высоким, то близким к этому.Характерной чертой сталинского народовластия, далее, было то, что вышедший из народа руководитель обращался в своей руководящей деятельности непосредственно к народным массам, игнорируя официальный государственный аппарат, но игнорируя его так, что тот служил руководителю и средством власти, и козлом отпущения дефектов власти. Народным массам государственный аппарат представляется как нечто враждебное им и как помеха их вождю-руководителю. Тем более государственный аппарат тогда имел такой вид, что вполне заслуживал подобное отношение. Человеческий материал, доставшийся от прошлого, был неадекватен новой системе по психологии, образованию, культуре, профессиональной подготовке и опыту. Постоянно складывались мафиозные группы. Возникали склоки, жульничество. Одним словом, сама эта система нуждалась в контроле со стороны еще какой-то системы сверхвласти, стоящей над ней. Эту функцию и взяло на себя сталинское народовластие. Не будь ее, миллионы людей, вовлеченных в государственные органы, сожрали бы все общество с потрохами, разворовали бы все, развалили бы страну. Необходимо было поддержание такого орудия народовластия, как система разоблачений врагов (обычно воображаемых), открытых и тайных доносов, репрессий. Сейчас много критикуют тайное доносительство и разоблачительство. Но открытое доносительство было распространено еще более, приносило еще больший эффект. Причем эти доносы и разоблачения не могли оставаться без последствий, иначе они бы утратили силу. Эта система доносительства была естественной формой проявления подлинно народной демократии.К концу сталинского периода государственно-бюрократическая система власти и управления разрослась до такой степени, что народовластие оказалось излишним и даже опасным для существования социального строя страны. Народовластие кончилось, к великому облегчению жизни именно народа.
Прорыв к Свету
Одной из величайших заслуг сталинской эпохи явилась культурная революция. Новое общество нуждалось в миллионах образованных и профессионально подготовленных людей. И оно получило возможность удовлетворить эту потребность в первую очередь. Это поразительный феномен: самым доступным для нового общества оказалось то, что было самым труднодоступным для прошлой истории, – образование и культура. Оказалось, что гораздо легче дать людям хорошее образование и открыть им доступ к достижениям культуры, чем дать им приличное жилье, одежду и пищу. Доступ к образованию и культуре был мощной компенсацией за бытовое убожество. Люди переносили такие бытовые трудности, о которых теперь страшно вспоминать, лишь бы получить какое то образование и приобщиться к культуре. Тяга миллионов людей к этому была настолько сильной, что ее не могла бы остановить никакая сила в мире. Всякая попытка вернуть страну в дореволюционное состояние воспринималась как страшнейшая угроза этому завоеванию революции. Быт играл при этом роль второстепенную. И казалось, что образование и культура автоматически принесут бытовые улучшения. Для очень многих это происходило на самом деле и создавало иллюзию возможности того же для всех.
От Света к финской сантехнике и колбасе
Сталинская эпоха была воплощением в жизнь сказки утопии. Но воплощение это произошло в такой форме, что сказка превратилась в объект для насмешки. И не потому, что реальность оказалась хуже сказки – во многом она оказалась гораздо лучше сказки, – а потому, что жизнь пошла совсем в другом, непредвиденном направлении, и сказка утратила смысл.Для миллионов рабочих и крестьян было благом то, что принесла им революция и новая, коммунистическая система. Миллионы крестьян переселялись в города, приобщались к образованию и культуре, получали более легкие условия труда. Миллионы простых людей из народа становились мастерами, инженерами, начальниками. Дети рабочих и крестьян в огромном числе получали среднее и высшее образование, становились инженерами, врачами, учителями, профессорами, офицерами, чиновниками, учеными, артистами и т.д. Сталинская эпоха в основе своей была стремлением миллионов глубоко несчастных людей заиметь хотя бы малюсенькую крупицу Света. В этом была ее несокрушимая сила и святость. И в этом был ее непреходящий ужас. Она окончилась, как только эти несчастные вылезли из своих трущоб, получили свой кусок хлеба, приобрели унитазы, о которых раньше не смели и мечтать.В послевоенные годы население Советского Союза выросло на сто миллионов человек! Никакая западная страна не выдержала бы такой нагрузки, не впав в кризисное состояние из-за одной этой причины. Прирост населения сопровождался возрастанием доли непроизводительного населения и непомерным ростом его аппетитов в отношении материальных благ. Повысился жизненный уровень. Выросли потребности людей. Теперь речь шла не просто о хлебе и какой-то крыше над головой, а о комнатах, квартирах, телевизорах, холодильниках, мотоциклах, автомашинах и т.д…Важнейшую роль сыграла «холодная война», которая по своей силе и напряженности может быть поставлена в один ряд с войнами «горячими». Советский Союз вынуждался на непосильные траты и на такие взаимоотношения с окружающим миром, которые истощили его силы и принесли ему репутацию «империи зла».
Китай
Серьезным мировым фактором становится Китай. О нем очень много говорят. Тут в основном доминирует преувеличение. Взять хотя бы такой момент, как размеры Китая - полтора миллиарда человек. Китай погубят не внешние враги, а сами китайцы. Их слишком много! Там уже идет расслоение населения. 200 - 300 миллионов человек живут хорошо, на современном уровне - тут циркулируют идеи западнизации и практически реализуются. А остальной миллиард человек живет совсем иначе. К тому же имеет силу закон максимальных и минимальных размеров человеческих объединений. Чтобы достичь хотя бы низшей ступени западного уровня, Китаю нужно 300 или 400 миллионов человек превратить в чиновников. Но кто выдержит такой аппарат управления? Это же каждому подай отдельную квартиру, телевизор, машину и т. д. С Китаем в течение 50 лет сделают то же, что с Советским Союзом.
Проиграл не коммунизм
Принято считать, будто поражение Советского Союза и его сателлитов в «холодной войне» показало несостоятельность коммунистического строя и преимущество строя капиталистического. Это мнение ложное.Победа Запада над Советским Союзом не была победой капитализма над коммунизмом. «Холодная война» была войной конкретных стран и народов, а не абстрактных социальных систем.Реальное коммунистическое общество существовало слишком короткое время, причем в крайне неблагоприятных условиях, чтобы делать категорические выводы о его несостоятельности. Чтобы делать вывод о том, что капитализм победил коммунизм, нужно было, чтобы противники были одинаковы во всем, кроме социального строя. Ничего подобного в реальности не было. Запад просто превосходил Советский Союз по основным факторам, играющим решающую роль в «холодной войне». (От редакции - можно вспомнить по этому поводу цитату из российского публициста Сергея Кара-Мурзы: "мы сравниваем экономическую гонку без учета нагрузки оборонных расходов. Если же мы учтем нагрузку, то увидим как бы трех бегунов в несравнимых условиях: один (скажем, ФРГ или Япония) в легких тапочках, другой (США) в кроссовках, а СССР - в валенках, а поверх них кандалы. И если бегун в кандалах целую эпоху опережал своих соперников, значит, его сердце и мускулы работают великолепно").Понимание «холодной войны» как борьбы двух социальных систем – капитализма и коммунизма - было поверхностным. Тут за сущность процесса приняли его историческую форму. Это была борьба Запада за выживание и за господство на планете. Коммунистическая система в других странах было средством защититься от этих претензий Запада на господство. Коммунизм стал объектом атаки со стороны Запада, поскольку сопротивляющийся Западу мир принял коммунистическую форму. Он мог сопротивляться и даже временами побеждать лишь в такой форме. Поэтому именно на коммунизме сосредоточилось внимание. Кроме того, борьба против коммунизма давала Западу оправдание всего того, что он предпринимал на планете. Коммунистические страны и сами переходили к нападению, но инициатива истории исходила не от них, а от Запада.
Вместо эпилога
«…Крах марксизма не означает конец коммунистической идеологии вообще, ибо не исчезли порождающие ее причины».По материалам книг и статей Александра Зиновьева



Вернуться назад