Как развиваются украинские новостные порталы? Попытка субъективного анализа


Как развиваются украинские новостные порталы? Попытка субъективного анализа

Относительная простота создания онлайн-СМИ формирует поле для жесткой конкуренции между ними. При этом одни новостные сайты просто отрабатывают деньги спонсоров (и количество таких ресурсов резко возрастает перед очередными выборами), другие предпочитают позиционировать себя как нишевые СМИ (региональные, бизнесовые, общественно-политические). И есть те онлайн-СМИ, которые развиваются не за счет сужения специализации, а делают ставку на всеохватность, предоставляя наряду с новостями еще множество информационных возможностей. Эти СМИ реализуют концепт информационных порталов, стремящихся охватить самую широкую интернет-аудиторию.

Эта статья не будет претендовать на полноценный анализ интернет-СМИ, однако новости Украина сегодня генерирует постоянно даже в мировом масштабе, поэтому попытаюсь обозначить несколько основных тенденций политики информационных порталов, которые публично не озвучиваются, но вырисовываются при анализе различных онлайн-медиа.

Важной отличительной деталью портала является его строительство по принципу социальной сети. Да, практически любой сайт сегодня имеет функцию регистрации через аккаунт основных соцсетей, после чего можно оставлять комментарии, или даже обзавестись неких куцым подобием личной страницы на этом ресурсе. Но на том, как правило, социальность, то есть возможность обратной связи, на большинстве сайтов и заканчивается.

Но не случайно львиная доля трафика приходится именно на соцсети, где предпочитают проводить свое время в общении, чтении новостей и публикации собственного контента миллионы пользователей интернета. Успех соцсетей строится на трех китах: общение (те же комментарии), чтение новостей (чужого контента), публикация собственного контента (для кого-то это могут быть котики и селфи, но есть и те, кто делится на своей странице оригинальной информацией, своими размышлениями на актуальные темы и т.п.).

Рассматривая украинские онлайн-СМИ с этой точки зрения, обнаружим, что далеко не все они открыты своим читателям на высоком уровне доверия, сформированном трендом соцсетей. Конечно, у новостных сайтов и порталов иные задачи, но чрезмерная пафосность и избыток границ не идут на пользу популярности СМИ в современных условиях. Умение взвешенно соединять качество СМИ с непринужденностью и демократизмом соцсети – вот, пожалуй, ключ к успеху информпортала сегодня.

Остановлюсь на такой важной функции новостных порталов как «Блоги». Практически каждый солидный информресурс имеет блоги (иногда эта вкладка называется «Мнения», или «Колонки»), но функциональность их может сильно отличаться. Например, на Корреспондент.нет вы сможете завести блог сразу после регистрации, добавляя туда материалы без какой-либо премодерации. Правда, посещаемость у блогов на Корреспонденте весьма не высока, так как расположились они в малозаметной резервации под именем «Я-корреспондент», которую, подозреваю, большинство посетителей сайта просто не видят.

Странная судьба и у блогов на Обозревателе. Здесь вы тоже легко пройдете регистрацию и сможете добавлять материалы, но вначале их ждет модерация. Раньше такая проверка занимала несколько часов, потом – несколько дней. А сейчас без всякого объяснения причин материалы просто перестали размещать. Внешне это выглядит как пребывание на вечной модерации – без отклонения. Почему так – для меня загадка. То ли администрация Обозревателя решила просто таким нехитрым способом отсеивать нетоповых авторов, то ли это хронические глюки, которые никто не хочет исправлять.

Фактор дискриминации блогеров играет свою роль и на других украинских площадках. Чаще здесь вовсе не озвучивают информацию о критериях отбора блогера в обойму публикуемых на их сайте. Либо дают пафосные разъяснения, вроде текста на Лига.нет: «Авторы блогов ЛІГА.net - это люди, которые делают бизнес или политику, управляют страной или компанией, имеют авторитет среди широкой общественности или в той сфере, которой занимаются». Но и там, где начать вести блоги будет проще, вскоре обнаруживается, что только топовые авторы попадают в общую новостную ленту, а остальных отправляют в какой-нибудь маловидимый аппендикс. Критерии выхода в топ непрозрачны и, скорее всего, определяются волюнтаритски - администрацией, а не беспристрастными алгоритмами. Тем более, что у многих информпорталов отсутствуют даже счетчики прочтений. На том же Обозревателе раньше счетчики были у всех материалов, а потом они остались только у того, что идет в общую новостную ленту.

Но не блогами едиными живы новостные порталы. Некоторые оживляют атмосферу трансляциями онлайн-радио, или публикацией популярных видеороликов, другие предоставляют большое число сервисов (здесь, пожалуй, стоит отметить Online.ua), создающих множество поводов остаться на сайте и вовлечься в комментирование даже тех, кого собственно новости мало интересуют. А ведь это и есть главное достоинство инфорпортала – не только привлечь целевую аудиторию, но и постоянно ее расширять, рекрутируя в ряды посетителей сайта самых разных юзеров сети.

Если же говорить о разумном балансе всех возможностей информационного портала, то здесь, на мой взгляд, следует выделить Цензор.нет. Приятная «фишка» Цензора - удобный дизайн, дающий максимальный доступ ко многим возможностям с одного экрана. Не придется никуда прыгать, никаких «кроличьих нор», в которых можно обнаружить параллельные миры с отличающимся дизайном. Объем информации, которую охватывает взгляд на экран, впечатляет: количество просмотров и комментариев у каждой новости, источник новости (свои материалы на Цензоре метят особым значком), количество посетителей на сайте, комментариев и обсуждаемых тем.

Количество сервисов у Цензор.нет тоже велико. Только на Цензоре, пройдя моментальную регистрацию через фейсбук, или другие соцсети, вы получите возможность добавлять анекдоты, цитаты, фотошопы. Каждый публикуемый пост может получать лайки и дислайки, комментарии, у каждого есть счетчик просмотров. Таким образом, на Цензоре ненавязчиво формируется сетевая атмосфера большого сообщества лояльных посетителей, что сказывается и на общей статистике просмотра новостей, которые все-таки остаются главной специализацией сайта. В общем, тут видна грамотная политика – управляемая демократия без анархии. Проще говоря, территория Цензора ненавязчиво разделена на «песочницу», где проявить себя может каждый, и «экспертное пространство», в котором публикуются новости, блоги и другие материалы под эгидой администрации.

В завершение попытки короткого анализа – короткая попытка резюме. Новостные порталы живут и успешно развиваются, когда сочетают сервисы для широких потребительских масс с собственно новостным контентом. «Развлекая – обучать (или развлекая – информировать)». Видимо, такой девиз наиболее адекватно отражает формулу успеха интернет-СМИ сегодня.

Григорий Луговский

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии