DataLife Engine > Книги, Пресс-релизы > Опыт рынка земли стран Восточной Европы

Опыт рынка земли стран Восточной Европы


Рынок земли Украины: проблемы и перспективы

К предыдущей главе: Объективные проблемы украинского рынка земли

Опыт стран Восточной Европы при проведении земельной реформы и развития сельскохозяйственного производства показывает, что однозначного решения этой проблемы не существует – существуют различные формы собственности на землю. В 90-ые годы ХХ столетия, многие государства региона проводили реституцию национализированного имущества, в том числе земельных наделов. Если владелец доказывал свои права на участок, он мог его получить обратно или же продать государству.

Так, и в Венгрии и в Польше были созданы государственные земельных органы, исполняющие функции как операторов фонда земель, так и ресурсных центров для модернизации производства и природоохранной защиты земель.

В странах Восточной Европы большие фермерские хозяйства (более 50 га) преобладают над малыми, исключение составляют Румыния, Словения, Литва. Так, в Польше в 1997 году 3,6 млн гектаров с/х земель была отдана в лизинг, 0,6 млн гектаров - продано, а распорядителем 0,4 млн гектаров осталось Национальное земельное агентство. Большая же часть государственных агропредприятий была продана и отдана в лизинг без дробления. Лишь некоторая часть была распределена между мелкими фермерскими хозяйствами.

Суммируя, можно сказать, что при существующем рынке продажи земель, основная часть земельного фонда остается во владении государства, которое сдает его в долгосрочную аренду или лизинг. Во многих странах введены весьма жесткие меры государственного регулирования рынка земель сельскохозяйственного назначения.

Опыт Австралии, Дании, Испании, США, Франции, Швеции и других стран в вопросе функционирования рынка земель сельскохозяйственного назначения показал ряд особенностей. Они заключаются в запрете на определенный срок продавать землю (Испания, Франция, США), в получении разрешения правительства на куплю сельскохозяйственных земель (Швеция), установлении максимального размера надела в собственности семьи (Дания), переведении земель из одной категории в другую только по разрешению соответствующих государственных органов и т.д. В Норвегии государственное регулирование рынка земель направлено на защиту сельскохозяйственных земель и создание условий для эффективного их использования. В США часть арендованной земли составляет 70 процентов, в Германии — около 80 процентов.

Разрешительный порядок отчуждения земель сельскохозяйственного назначения, действие которого направлено на эффективное использование земель и борьбу со спекулятивными сделками в сфере земельного оборота, давно существует также в Австрии.

После объединения ФРГ и ГДР сельскохозяйственные земли стали собственностью государства, которое сдает их в аренду с правом дальнейшего выкупа. Арендатор, который приобрел землю, не имеет права продавать ее на протяжении 20 лет.

Таким образом, рынок земельных отношений в Европе и в мире преду-сматривает наличие различных форм собственности на землю, но для ведения сельского хозяйства преимущественно используются долгосрочная аренда земли или лизинг. Государство в таких случаях является как активным игроком и контролером рынка земли, так донором технической и финансовой помощи фермерам.




Вернуться назад