Молодежь и религия. Вступление


Молодежь и религия: религиозное сознание студенчества

Будущее Украины во многом зависит от духовного состояния общества, которое в значительной степени определяется наполненностью и характером духовного мира каждого человека. Сегодня, когда религия и церковь активно возвращаются в разнообразные сферы общественной жизни и становятся важными маркерами идентификационных поисков личности, религиозное сознание в противостоянии с секуляризмом, материализмом и сциентизмом превращается в весомый альтернативный светскому сознанию фактор, стараясь утвердиться в культурном, идеологическом и политическом пространстве.

Структурные изменения в духовной жизни мира и Украины отображают парадигмальные направления развития общества на глобальном и локальном, общественном и индивидуальном уровнях. В этой неповторимой динамике трансформационных процессов особое значение приобретает рассмотрение вопросов, связанных с особенностями современного сознания, в том числе и религиозного, которое в условиях социокультурных изменений характеризуется новыми качественными чертами во всех формах своего проявления. Ведь мир, который сегодня испытывает масштабные глобализационные трансформации, находится в поиске новых смыслов своего существования, нового гуманистического образа, новой целостной многомерной антропологической концепции. Проблема молодежного религиозного сознания в последнее время становится одной из наиболее актуальных, так как внутренний мир человека, его мировоззренческие максимы и моральные ценности определяют направление трансформации не только конкретного индивида, но и всего человечества.

Любые – кардинальные и малозаметные – изменения в индивидуальном и общественном сознании, обусловленные различными обстоятельствами, в частности, научно-технической и антропологической революциями, утверждением мировоззренческого плюрализма, законодательно зафиксированной и гарантированной большинством стран свободой совести и вероисповедания, становятся предметом внимания многих наук. Состояние и новейшие тенденции в развитии религиозного сознания интересуют не только религиоведов или психологов, социологов или юристов. Государственный интерес к проблеме демонстрирует власть. Кроме того, сами церкви уже не могут не учитывать в своей деятельности тех трансформаций, которые претерпевает мировоззренческое поле. Современный верующий – образованный человек, осведомленный во многих сферах знаний и общественной жизни. Его религиозное сознание является результатом разновекторного и многоуровневого взаимодействия светской культуры, которая определяет жизненный мир верующего, и конфессиональной религиозной культуры, которая, находясь в центре этого мира, трансформирует его.

Самый интенсивный период процесса кристаллизации религиозного сознания приходится на годы молодости – уникальное экзистенциальное время, когда закладываются духовно-ценностные преференции человека, его уровень культуры, степень включенности в социум, мера готовности к общественно значимой работе. Молодежь потенциально выступает наиболее интеллектуальной и активной частью социума, которая будет определять перспективу его развития на десятилетия. Поэтому сознание молодежи – возможная основа мировоззренческой модели общественного сознания будущего.

Как специфическая социокультурная общность, характеризирующаяся временностью своего социального статуса, интенсивностью и широтой контактов, нехваткой собственного жизненного и социального опыта, практических навыков, изменчивостью ориентиров поведения, а вместе с тем любознательностью, стремлением к расширению знаний, полярным видением проблем и попыткой их решить наиболее радикальным способом, максимализмом, преувеличенной оценкой собственного мнения, конфронтационностью относительно старших, студенчество наиболее ярко генерирует и представляет новейшие идеи, передовые взгляды. Это отражается на количественных и качественных показателях религиозности общества. В условиях кризиса религиозной наследственности растет интерес молодежи к нетрадиционной религиозности, в которой она стремится отыскать созвучные со временем концепции мира и человека.

Оказавшись в эпицентре значительных общественных преобразований, молодежь ищет способы и пути вхождения в современную реальность, такую неоднозначную, поликультурную (в нашем аспекте и поликонфессиональную), с совокупностью разных взглядов на одни и те же явления. Сегодня, когда большинство моральных проблем человека считаются сферой его личной экзистенции (в том числе и религиозная принадлежность), когда масс-медиа и компьютерные средства коммуникации радикально меняют жизнь человека, его нужды, мотивации, эмоционально-интеллектуальную сферу – все меньше остается фундаментальных ценностей, на которые можно опереться сегодняшней молодежи.

Глобализация всех сфер жизни, в частности его религиозного сегмента, побуждает осмысливать внутренние украинские процессы в контексте мировых сдвигов, сопоставляя динамику религиозных трансформаций с общими тенденциями. Это актуализирует международные измерения данной темы. Ведь в условиях интенсивного межкультурного и межрелигиозного обмена возникает необходимость формирования положительного образа Украины в глазах мировой общественности в многообразии всех ее проявлений. Учитывая то, что об украинской религиозной культуре и духовности, в частности о сущности тех процессов, которые происходят в духовной жизни молодежи Украины, мало что известно за ее пределами, предложенное исследование, покрывая этот информационный пробел, тем самым приобретает дополнительную актуальность.

Определяющим фактором избрания данной темы стало осознание необходимости научного анализа процессов, связанных с трансформациями духовного мира конкретного представителя молодой генерации украинцев, который реально функционирует в новой социо-культурной ситуации, находит способы адаптации к новой мировозренческой и религиозной реальности, но о котором мы фактически ничего не знаем, не имеем совокупного образа и обобщенного портрета.

Среди всех социальных подгрупп молодежи выбрано в качестве объекта исследования студенчество как наиболее показательную, мобильную, организованную и доступную для изучения часть молодежи Украины. Именно в студенческой среде, по сравнению со всей совокупностью молодежи Украины, наиболее четко отражены и прослеживаются состояние и тенденции трансформаций религиозного сознания в условиях мировоззренческого и религиозного плюрализма. При этом есть смысл обратить внимание не только на студентов светских, но и духовных учебных заведений. Это объясняется тем, что религия, как духовный феномен, все еще существующий на маргинесах общественного и научного сознания, требует гражданской и религиоведческой реабилитации. Отсутствие академических исследований о жизненных приоритетах учащейся молодежи религиозных учебных заведений только подтверждает наличие стереотипов относительно остаточного функционирования религиозного феномена в современной Украине. Исследование, направлено на преодоление разрыва между самим явлением и его осмыслением, призвано заполнить соответствующие пробелы в понимании характера и особенностей молодежной религиозности как в светской, так и духовной студенческой среде.

Исходя из цели данного исследования, необходимо:

• предложить наиболее оптимальное на сегодня понимание феномена религиозного сознания, типологизировать религиозные проявления студенческой молодежи, выбрать адекватные методы и методологию исследования этого духовного явления;

• определить содержание религиозного сознания современной студенческой молодежи; установить зависимость идейно-понятийного наполнения сознания от региональных особенностей Украины, специфики вероучительного и церковного влияния, типа учебного заведения;

• выяснить основные факторы формирования религиозного сознания и причины изменений традиционного религиевыбора студенчества, влияющие на его конфессионально-религиозную самоидентификацию;

• анализируя влияние глобализационных и секулярных процессов на религиозное сознание современного студенчества, выделить основные тенденции его развития;

• исходя из структуры религиозного сознания, исследовать характерные признаки трансформации каждого из его подэлементов, определив специфику и иерархическую зависимость последних;

Реализовав поставленные задачи, удастся всесторонне представить феномен религиозного сознания молодежи Украины, подавая его как результат взаимодействия исходной родительской религиозной культуры, секуляризованного светского образования и окружения, определяющих жизненный мир и духовные преференции молодого человека.

Исследованием предлагается закрепить в религиоведении положение о существовании двух разновидностей религиозного сознания учащейся молодежи: студенчества светских и духовных учебных заведений, которые имеют как ряд сходных характеристик, так и ряд специфических особенностей.

В качестве общих признаков религиозного сознания учащейся молодежи можно назвать наличие преимущественно неструктурированных сакрализированных знаний о природной и социальной окружающей среде, мире и его сверхъестественной основе. Среди различий выделяется форма выражения своей религиозной принадлежности: у студентов светских вузов – это преимущественно фрагментарная религиозная вера, синкретические религиозные убеждения и ситуативный религиозный опыт. При всей определенности и ортодоксальности вероисповедных манифестаций сознание студентов, скажем, православных духовных учебных заведений подвержено влиянию секуляризации, мировоззренческого плюрализма, религиозного многообразия, что проявляется в частности в их вере в реинкарнацию, в возможность общаться с духами, использовать астрологию, магию и пр.

Религиозное сознание светского студенчества, как концептуальное ядро его мировоззрения, испытывает существенные трансформации, вызванным ситуацией религиозного постмодерна, чем это проявляется в среде студентов духовных учебных заведений, и в свою очередь, характеризуется неоднородностью, неустойчивостью, амбивалентностью, эклектичностью, синкретичностью, а также возникновением новых видов религиозности.

К следующему разделу: Теоретические и практические проблемы бытия и изучения молодежной религиозности

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии