Социальный статус студенчества как условие формирование его социо-духовной самобытности


Молодежь и религия: религиозное сознание студенчества

К предыдущему разделу: Формирование и качественные характеристики религиозного сознания современного студенчества

Студенчество как сообщество составляет неотъемлемую часть общества, а значит и является социальным феноменом. По определению П. Сорокина студенчество, бесспорно, может быть отнесено к важным социальным группам, воспроизводимым во времени, пространстве и влияющим на огромное множество индивидов, а также на другие социальные группы, на социокультурный мир в целом [1].

Студенческая молодежь представляет собой не только сообщество определенного возраста, но и специфическое социально-демографическое образование, характеризующееся, с одной стороны, присущими ему психолого-физиологическими особенностями, учебной подготовкой и включением в общественную жизнь, в социальные механизмы, а с другой стороны – студенчество является особой субкультурой, непосредственно взаимодействующей с социо-духовной средой, в которой оно живет и реализует свои потребности.

В этом контексте актуализация мировоззренческих проблем украинского студенчества тесно связана с его стремительным количественным ростом, что обусловлено появлением платной формы обучения в государственных вузах, открытием частных институтов, сопровождающимся резким снижением образовательно-воспитательного уровня студенчества. Экстенсивное развитие сферы высшего образования, опасен тем, что примитивный рынок труда начал лишать молодежь и систему высшего образования соответствующих стимулов, что привело к синдрому ненужности качественного образования и передовых знаний. Высшее образование стало играть роль формального атрибута работника, подтверждая его статус соответствующим дипломом.

Изменения факторов мотивирующих современную молодежь к получению высшего образования сводятся, к тому, что высшие учебные заведения зачастую идентифицируются не с уровнем квалификации и знаний, которые они должны обеспечивать, а только с получением диплома. Второй момент – растущая прагматичность молодежи в выборе специальности, вуза (ориентированность не на свои способности, профессиональные интересы, а на перспективность, престижность той или иной специальности).

За последние 15 лет количество студентов высших учебных заведений разных уровней и форм собственности выросло более чем вдвое и еще в начале 2007-2008 учебного года превысило 2,8 млн. человек [2], а процент молодежи, получившей высшее образование, составил 35% по сравнению с 18% в 1991 году. То есть, современный украинский социум характеризует довольно значительный процент студентов (22% из числа молодых людей в возрасте от 14 до 29 лет и 6% – всего населения) [4]. Для сравнения приведем статистику других стран. В частности, в Российской Федерации студенчество составляет 4,7%2, в США – 5,5%, в Франции – 3,3%, в Польше – 3,8% всего населения [5]. То есть, Украина по численности студенчества фактически приближается к показателям как ближнего, так и дальнего зарубежья.

Особенность такой социальной группы, как студенчество, раскрывается благодаря пониманию ее как мобильной группы, целью деятельности которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве.

Студенческий возраст, как любая другая стадия жизненного цикла человека, имеет свою неповторимую специфику. Еще известный педагог К. Ушинский считал период с 16 до 22 лет «определяющим», показывая, что именно в это время формируется образ мыслей и характер человека. Ведь во время обучения в высшем учебном заведении происходят системные изменения ценностных ориентаций, связанные, с одной стороны, со становлением характера и интеллекта личности, а с другой – интенсивным формированием специальных способностей в связи с профессионализацией.

Это соображение удачно дополняет социолог В. Шубкин, который считает «возраст с 17 до 25 лет судьбоносным периодом в жизни человека» [6]. И действительно, на него приходятся интенсивные поиски своего призвания, выбор профессии, переход от книжных романтических представлений к столкновению с реальными институтами, профессиональное самоопределение, трудоустройство, любовь, становление семьи. Все это связано с такой остротой эмоциональных переживаний, с таким количеством судьбоносных решений, которые нужно принять в кратчайшие сроки.

Однако мы должны понимать, что студенчество – это не только молодежь, которая учится в высших учебных заведениях и является потенциальной базой квалифицированных кадров страны, а также специфическая социально-демографическая и социокультурная группа населения, объединяющая молодежь высших учебных заведений Украины и по характеру своей деятельности, взглядам, ценностным ориентациям очень близка к интеллигенции. По нашему убеждению, интеллигенция, а точнее та ее часть, которую мы называем интеллектуальной элитой, играет основную (если не главную) роль в продуцировании и трансляции ценностно-нормативных структур того или иного общества. Поэтому так важно исследовать студенчество как резерв формирования интеллектуальной элиты и двигатель развития как экономического, так и духовного потенциала украинского общества. Понятно, что массовое стремление молодежи к получению высшего образования расширяет социальный вектор студенчества, т.е. той социально-культурной общности, которая характеризуется только ей присущими чертами и принадлежность к которой требует от молодых людей определенных скоординированных действий в направлении самообразования и самовоспитания.

Учитывая социально-демографические, социально-экономические и общественно-политические факторы, студенчество есть, и всегда будет оставаться перспективной частью общества в силу своего возраста, физических потенций и кондиций, духовных сил и нереализованных возможностей.

Поэтому студенчество – это, как правило, молодежь, которую отличают от других слоев и прослоек населения, следующие основные критерии: возрастной, социальный, психологический, а не редко и духовный. Несмотря на это, заметим, что специфика молодежи как объекта социологии состоит в том, что процессы, происходящие в ее среде, имеют гораздо большую социальную значимость, чем среди людей, принадлежащих к другим слоям и возрастным группам. Несоответствие между биологическим, социальным и психологическим возрастом в этом контексте кажется определяющим и является предметом исследования педагогики, возрастной психологии, социальной психологии, демографии и т.д. При этом социологический подход к изучению молодежи как специфической группы общества предусматривает учет целого комплекса обстоятельств и особенностей образа жизни молодого человека, из которых корреляция физиологического и социального возраста всегда была социально значимой и сохраняет свою растущую актуальность до сих пор, в условиях украинской действительности начала XXI века.

Читать далее: Социальный статус студенчества как условие формирование его социо-духовной самобытности (часть 2)

Примечания:

1. Сорокин П.А. Социологические теории современности. М., 1992. – С. 18, 26.

2. Большакова О.А. Оплачиваемая работа в жизни студентов // Социологические исследования. – 2005. – № 4. – С. 136-139

3. Статистичний довідник «Україна у цифрах» за 2007 рік. – К., 2008. – 260 с.

4. Молодь у дзеркалі соціології. – К., 2001. – С. 24; Молодь України. – К., 2002. – С. 145; Молодь України. – К., 2003 – С. 87-113; Про становище молоді в Україні (за підсумками 1999 року). – К.,2000. – С. 9-10; Про становище молоді в Україні: (Щодо підтримки молодої сім’ї, посилення соціального захисту дітей та молоді у 2001-2006 рр.). – К., 2006. – С. 55-71.

5. Апатенко С. Стратегический ресурс страны // eed.ru/cover_story/c_120.html; Основные показатели деятельности учреждений высшего профессионального образования. Министерство образования и науки Российской Федерации // ed.gov.ru/uprav/stat/

6. Студент на пороге ХХI века: монография/ Отв. Ред. Н.И. Рейвальд. – М., 1990. – 152 с; Антонова Н.О. Ціннісні орієнтації у системі особистісних якостей студентів вищого педагогічного навчального закладу: Автореф. дис... канд. психол. наук: 19.00.07 / Інститут психології імені Г.С.Костюка АПН України. – К., 2003. – С. 8.

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии