А.С.Д. в Google News - натисніть Підписатися

Социальный статус студенчества как условие формирование его социо-духовной самобытности (ч.2)


Молодежь и религия: религиозное сознание студенчества

К предыдущему разделу: Социальный статус студенчества как условие формирование его социо-духовной самобытности

В условиях нестабильности и кризисных явлений в жизни украинского общества, его радикальных преобразований и потрясений, социальный возраст молодых людей начинает опережать физиологический. В связи с этим происходит более раннее их «взросление», т.е. интеграция молодого поколения в структуры общества и выполнение им социальных ролей, которые до недавнего времени возлагались на старшие возрастные группы. С другой стороны, мировые тенденции социального развития свидетельствуют, что каждое новое молодое поколение в процессе цивилизационного развития должно овладевать все большим объемом информации и знаний. Это, в свою очередь, продлевает образовательный период и процесс социального становления молодежи. Как следствие, выполнение социальных ролей в полном объеме для студенческой молодежи во времени несколько смещается.

Актуальность этой проблемы в современных условиях свидетельствует и то, что возрастное самосознание зависит от напряжения в обществе, наполненность жизни событиями и субъективно осознанной степенью самореализации личности.

Изучая студенческую молодежь и тенденции, имеющие место в этой среде, необходимо учитывать существенные изменения, произошедшие в самом обществе: трансформацию его основных институтов, [1] стратификационных характеристик, основных смыслотворящих ценностей. Все эти процессы (как в обществе в целом, так и в высшей школе в частности) по-своему преломляются в жизнедеятельности общества и человека. Ведь особенность социологического исследования духовной культуры и мировоззренческих ориентаций студенчества определяется его динамикой.

Духовный мир студенчества находится в процессе непрерывного становления и формирования, иначе говоря, может существенно изменяться в течение достаточно короткого времени. Это прежде всего связано с лабильностью психики студента, с ярко выраженными ориентациями на ценности микрогруппы, а также с отсутствием психической устойчивости [2]. Молодому человеку, в силу незавершенности процесса специализации (особенно это касается самоопределения в различных сферах социальной жизни, самореализации, самости личности) и главным образом незрелости внутренних критериев отношения к внешнему миру, а также в силу других условий социального формирования, присущая неустойчивость, гибкость, подвижность, многовариантность, непредсказуемость в своих отношениях к окружающей действительности. Она может переживать одновременно несколько слоев диспозиционных взаимодействий с реальностью, и при этом каждый «слой» или «вектор» отношений равноценный по сравнению с другими. Эта многоуровневость восприятия мира указывает на поисковый характер молодежи, ее отличие от старших возрастных групп, которые характеризуются стабильными формами предметного отношения к миру [3]. Объем социальной практики, получаемый студентом в вузе, достаточно мал и не дает ему возможности воспроизвести все необходимые социальные роли и приобрести устойчивую систему жизненных ценностей [4].

Кроме того, на студенческие годы приходятся важные процессы становления личности молодого специалиста, формирование мировоззрения будущего интеллигента. Вступление в высшее учебное заведение, уход от родительской семьи, новые знакомства, потеря связей и контактов индивида с предыдущей социальной средой, овладевание как профессиональными, так и мировоззренческими знаниями во время обучения в той или иной степени влияют на молодежь, ее жизненные приоритеты, настроения, интересы, мироощущение, а также формируют ее смыслотворящие попытки. При этом религиозные предпочтения и интересы занимают свое, для каждого индивидуально место в системе мировоззренческих и ценностных ориентаций.

Для студенчества характерным есть интенсивность и широта контактов и связей с различными общественными и профессиональными группами населения. На его деятельность и поведение активно влияет фактор перехода в новую социальную позицию и получение профессии высшей квалификации.

Отличительной чертой жизни студента является преобладание коллективных форм организации быта, при которых общение обычно оговаривается интересами профессионального и духовного развития. Этим и определяется выбор объектов общения, при котором предпочтение отдается индивидам «эталонных групп»: студентам-старшекурсникам, преподавателям, аспирантам, ученым и творческой интеллигенции. Для этого следует учитывать, что студенчество пользуется тремя основными источниками информации:

а) учебно-воспитательный процесс,
б) функциональное и личное общение в студенческом коллективе и вне его,
в) СМИ (телевидение, радио, пресса, Интернет).

В постмодерное время при осуществлении жизненного выбора возрастает роль внесемейного общения, в частности, усиливается влияние средств массовой информации на формирование системы знаний, ценностных приоритетов, моральных норм и условий их соблюдения. Следовательно, институт семьи сегодня уже не может обеспечивать потребности современного человека в расширении круга информационных контактов, а рост уровня образования и непосредственного общения, доступ к широкому спектру социокультурных ценностей обуславливает появление качественно новых потребностей, ценностных ориентаций и целей, которые тесно связаны с общими социальными условиями. Последнее становится особенно важным при изучении студенчества как носителя определенных культурных норм и ценностей. Ведь любая цивилизационная общность конституируется благодаря устойчивым представлениям о себе и о группе, к которой она принадлежит, и самоидентификации «Я» с группой.

Сам по себе студенческий статус достаточно кратковременный, поэтому влияние студенческого коллектива на формирование специалиста-интеллигента носит временный характер, в отличие, например, от производственного коллектива, в котором индивид может находиться значительно дольше. Однако именно в период поступления в высшую школу осуществляется формирование четких мировоззренческих ориентиров, с которыми молодой человек вступает в сознательную жизнь.

Заметим, что студенческому сообществу свойственны те же черты, что и молодежи вообще. Вместе с тем студенчество - особая социальная группа, которая имеет свои собственные, только ей присущие характеристики. К таким, в частности, можно отнести: принадлежность к разным слоям населения по социальному происхождению; единство основного вида деятельности (обучения); кратковременность пребывания в данной социальной группе; существование определенных групповых потребностей, интересов и проблем. Кроме того, пространственное сосредоточение в студгородках порождает гомогенность групповых интересов, специфическую студенческую субкультуру [5].

Студенчество ведет собственный образ жизни, который существенно отличается от образа жизни других социальных групп общества. Анализ совокупности основных видов деятельности студентов и особенностей их реализации позволяет говорить о специфике деятельности с непременным выделением студенчества в отдельную социальную группу.

Внимание к анализу динамики религиозного сознания студенческой молодежи обусловлено, еще, и ее демографическими и интеллектуальными характеристиками, что делает молодежь одной из наиболее ресурсоемких общественных групп. Ведь и возраст, и образование, несомненно, являются важнейшими социальными ресурсами. Однако их обновление, реализация интеллектуального и возрастного потенциала студенчества в значительной мере детерминируются его ценностными преференциями, способствуя или, наоборот, препятствуя становлению социальной субъектности этой социально-демографической группы, что в условиях транзитного общества приобретает особое значение [6].

Читать далее: Социальный статус студенчества как условие формирование его социо-духовной самобытности (часть 3)

Примечания:

1. Бондар Т. В. Молодіжна субкультура: сучасні вияви // Український соціум. – 2003. – №1. – С. 24-29. 32

2. Филипов Ф.Р. Молодежь // Энциклопедический словарь. – М., 1995. – С.421

3. Социология молодежи. – СПб, 1996. – С. 422-403.

4. Рубин Б., Колесников Ю. Студент глазами социолога. – Ростов-на-Дону, 1968. – С. 33.

5. Кон Ю. С. Студенчество на Западе как социальная группа // Вопросы философии. – 1971. –№9. – С. 67-72; Головатый Н.Ф. Студент: путь к личности. – М., 1982. – С. 42.

6. Сокурянська Л. Г. Студентство на шляху до іншого суспільства: ціннісний дискурс переходу // Український соціум. – 2004. – №1(3). – С. 48-56.

0 коментарів

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии