DataLife Engine > Книги > Факторы влияния на развитие религиозного сознания студенческой молодежи (ч.2)

Факторы влияния на развитие религиозного сознания студенческой молодежи (ч.2)

Молодежь и религия: религиозное сознание студенчества

К предыдущему разделу: Факторы влияния на развитие религиозного сознания студенческой молодежи

Понятно, что доминирующую роль в процессе религиозного самоопределения обычно играет семья – стержневое звено общественной организации. Именно в семейном лоне начинается жизненный путь молодого человека, формируются его начальные представления об окружающем мире, вырабатывается определенная система оценок явлений окружающей действительности и т.д. Одновременно семья имеет и мощный воспитательный потенциал, выступая весомым средством социализации индивида. В пределах семьи молодежь усваивает общезначимые духовные традиции, в том числе и религиозные. В этой связи достаточно важно выяснить: насколько религиозное воспитание в семье на современном этапе способно влиять на дальнейшее развитие личности, определять ее место в социуме.

«Интерес к обозначенной теме, – справедливо замечает С. И. Здиорук, – усиливается по крайней мере тремя моментами:

- Во-первых, как известно, на протяжении многих веков фундаментальные основы религиозного образования давались в семейном кругу и общественным окружением это всячески приветствовалось и поощрялось.
- Во-вторых, сейчас семейные связи в контексте становления гражданского общества постепенно теряют свои традиционалистские измерения, становятся значительно более раскованными и либеральными, а, следовательно, более прагматично определенными.
- В-третьих, публично отмечается, что в современной Украине активно идет процесс восстановления религиозно-церковного влияния, все больше людей заявляют о своей принадлежности к определенной конфессиональной структуре, признают необходимым придерживаться религиозных убеждений.

При таких обстоятельствах, естественно, встает вопрос о соотношении в семейной среде традиционного и модернового» [1].

Отметим, что около половины опрошенных студентов (48,5%) считают, что определяющую роль в их религиозном самоопределении сыграло родительское или семейное религиозное воспитание. Следует обратить внимание на тот факт что молодежь, в нашем случае, может сужать понятие «религиозность» и истолковывать его как понятие «духовности» или «нравственности». По данным Украинского центра экономических и политических исследований имени А. Разумкова, лишь чуть менее трети опрошенных в Украине (31%) утверждают, что они воспитывались в религиозном духе. «Возможную эту цифру следует воспринимать с определенной осторожностью, – отмечает украинский религиовед В. Еленский, – общественная атмосфера всеобщего одобрения религиозных ценностей в определенной степени аберирует прошлое, и даже казуальные проявления традиционного уважения к Церкви со стороны родителей и прародителей могут теперь восприниматься как религиозное воспитание. В таком случае серьезность ущерба, который претерпела традиционная религиозная культура на протяжении предыдущих десятилетий, выглядит еще более серьезной. Особенно при сравнении с удельным весом населения других европейских стран, получивших религиозное воспитание. Украинский показатель ниже не только полученных в 1990-1991 гг. для Польши – 97%, Ирландии – 94%, Италии – 93%, Австрии – 32%, но и для других стран, которые считаются в наибольшей степени затронутыми процессом секуляризации: Финляндия – 51% , Восточная Германия – 48%, Норвегия – 45%, Дания – 43%. Среди стран, в которых проводилось исследование, только в Швеции, Латвии, Белоруссии, России и Эстонии тех, кто получил религиозное воспитание в семье, оказалось меньше, чем в Украине» [2].

В этой связи данные сравнительного анализа религиозности населения и положения христианских Церквей в 10 бывших коммунистических странах Центральной и Восточной Европы после краха тоталитаризма «Aufbruch». В частности, каждый десятый респондент в возрасте 20-25 лет вспоминает, что в детстве в его семье часто разговаривали о религии или о вере, а остальные 60% говорят, что такие разговоры велись при случае [3]. Конечно, такой низкий процент объясняется тоталитарной политикой коммунистического государства, которая значительно ослабила семью как ретранслятора религиозных традиций.

Влияние друзей на формирование религиозности отметили лишь 2,1% опрошенных, знакомых – 1,1%, посторонних людей – 1,2% респондентов [4].

Уместно здесь сравнить полученные данные с результатами всеукраинского исследования «Религия и церковь в современной Украине», проведенного 5-21 ноября 2003 г. независимой фирмой «Юкрейниан социолоджи сервис». В частности, респондентам предлагался вопрос: «Если вы верите в Бога, то кто сыграл решающую роль в утверждении Вашей веры?»

- Более трети респондентов (34,3%) отметили влияние родителей,
- 20,5% – влияние бабушки и дедушки,
- 5,5% – священнослужителей их церкви,
- 5,1% – роль других верующих людей,
- 3,6% – родственников,
- 3% – роль сверстников, друзей,
- 1,2% – коллег по работе [5]

В указанном контексте приведем и данные социологических исследований, которые в последние годы были проведены специалистами Украинского института социальных исследований и Центра «Социальный мониторинг» в сотрудничестве с учеными отдела гуманитарной политики Национального Института стратегических исследований. Ученые стремились изучить проблемы, связанные с формированием религиозности/нерелигиозности граждан Украины в зависимости от воспитания в семье.

Опрос выявил, что лишь 7,4% молодых граждан Украины получили полноценное религиозное воспитание в семье. В противовес им – 18,2% вообще не воспитывались в религиозном духе. К тем, кто ответил «скорее да, чем нет» относится – 30,3%, а к тем, кто утверждает «скорее нет, чем да» – 40,8%. Совсем мало опрошенных еще не определились со своей позицией – 3,2%.

Исследование не выявило каких-то новых особенностей в региональном аспекте. Как и ранее, наиболее прочные традиции религиозно-семейного воспитания зафиксированы на Западе Украины. В частности 22,8% опрошенных в западном регионе заявили, что в их семьях придерживались всех религиозных канонов. Если к этой цифре мы добавим 50,4% тех, которые ответили «скорее да, чем нет», то зафиксируем очень солидную цифру – 73,2%. Скажем, в Северном регионе соответствующие показатели составили 4% и 36,1%, в Центральном – 5,5% и 32,5%, в АРК – 8,6% и 21,6%. Наименьшее влияние религиозных ценностей на молодежь прослеживается на Юге и Востоке страны, что обусловлено в значительной степени длительной и мощной атеизацией данных регионов [6].

На основе эмпирических данных можно утверждать, что с точки зрения конфессиональной принадлежности наибольшее внимание религиозному воспитанию в семье уделяется верующими греко-католиками. Непосредственно причастными к нему оказались 89% респондентов данного вероисповедания. Довольно высокий уровень обучения азам религии в семейном лоне прису также римо-католикам (его получили 74,6% из числа опрошенных), протестантам (почти 59%), мусульманам (53,3%), харизматам (53,3%). По сравнению с перечисленными религиозными направлениями среди православных аналогичный показатель составляет всего 39,8% [7].

Читать далее: Факторы влияния на развитие религиозного сознания студенческой молодежи (ч.3)

Примечания:

1. Здіорук С.І. Суспільно-релігійні відносини: виклики України ХХІ століття. – К., 2005. – С. 121-122.

2. Єленський В.Є. Релігія після комунізму. Релігійно-соціальні зміни в процесі трансформації центрально- і східноєвропейських суспільств: фокус на Україні. – К., 2002. – C. 189-190.

3. Томка М. Релігія і церква відродженої нації // Віра після атеїзму: релігійне життя в Україні в період демократичних перетворень і державної незалежності. – Л., 2004. – С. 95.

4. МКСИ ОР ИФ НАНУ. – 2004-2005, т. ХХ.

5. Інформаційні матеріали соціологічного національного дослідження „Релігія та церква в сучасній Україні” (листопад 2003р.). – К., 2003. – С. 24.

6. Здіорук С.І. Суспільно-релігійні відносини: виклики України ХХІ століття. – К., 2005. – С. 123.

7. Там же. – С. 123-124.



Вернуться назад