Факторы влияния на развитие религиозного сознания студенческой молодежи (ч.3)


Молодежь и религия: религиозное сознание студенчества

К предыдущему разделу: Факторы влияния на развитие религиозного сознания студенческой молодежи (часть 2)


Своеобразным дополнением к выше сказанному могут служить данные всеукраинского опроса, проведенного 5-12 августа 2005 года, который предусматривал выделение наиболее важных с точки зрения семейного воспитания детей качеств. Первое место среди них заняло трудолюбие (это качество отметили 78,3% опрошенных), второе – чувство ответственности (62,1%), третье –толерантность и уважение к другим людям (55,5%). Религиозность же в этом перечне заняла лишь 10 позицию: ее как наиболее важное качество отметили 16,6% опрошенных [1].

Учитывая место семейного воспитания, приведем и другие факторы, которые по мнению респондентов, повлияли на отношение к религии, а именно:

• личные усилия. Подкреплялись ответами следующего образца «Я сам пришел к Богу!; Благодаря моим собственным размышлениям и интуиции; В результате самовоспитания; Под влиянием анализа жизни, как своей, так и чужой»;
• знакомство с религиозной и художественной литературой, благодаря чему происходило расширение мировоззрения современной молодежи, возникало желание приобрести индивидуальный религиозный опыт, выводим из следующих признаний: «Под влиянием прочитанной Библии, дальнейшего ее анализа, собственных соображений», книг Е. Блаватской, суфийских притч, романов М. Булгакова». В этой связи исследовательский проект «Молодежь и религия», который исполнялся в Нижегородском государственном университете зафиксировал литературные предпочтения молодежи и обнаружил, что религиозная литература занимает третью позицию (31%) и входит в тройку самых популярных жанров [2].
• иногда студенты отмечали влияние сверхъестественных сил (в частности, Бога) на их выбор относительно мировоззренческих вопросов, что подкрепляем признаниями: «Бог мне помог прийти в церковь; Сам Бог направил меня на путь веры; Бог обратился ко мне через мою совесть, которая Им дана».

Как известно, одной из функций религии является компенсаторно-терапевтическая, в этой связи неудивительно, что в сложных жизненных ситуациях отчаяния и неудач часть молодежи ищут утешения в религии. Указания на «нестабильность мира и общества, жизненные обстоятельства, проблемы, влияние смерти (-ей), постигших семью» в этом случае были ведущими.

Полученный эмпирический материал не дает оснований преуменьшать и роль религиозного образования и воспитания в становлении религиозности: респонденты неоднократно вспоминали уроки христианской этики, посещение воскресных школ. Опрашиваемые подтвердили гипотезу о том, что религиозно-ориентированные дисциплины способны сформировать ценностное ядро сознания молодого поколения.

Конечно, в указанном контексте не стоит пренебрегать и комплексным действием всей совокупности выше обозначенных факторов на формирование личной религиозности молодого человека. Привлекает внимание и то обстоятельство, что большинство респондентов в ходе социологических исследований среди главных источников, из которых молодые люди получали и/или получают информацию (положительную/отрицательную) о различных вероисповедания, называют масс-медиа (почти 40%), религиозную литературу (более 20%), встречи с миссионерами (возбуждение проповедником интереса к ценностям своей религиозной организации), особенно протестантских и неорелигиозных направлений [3].

Сейчас в студенческой среде отчетливо проявляется тенденция, которая связывается с несформированностью религиозности. Так, часть молодых людей заявляют, что их религиозность еще не окончательно определена. Эта группа студенческой молодежи пытается критически оценить себя и свое отношение к религии. К тому же, в молодежном сообществе есть незначительная часть людей, которую не устраивает формальная внешняя принадлежность к той или иной религии, а важнее качественное наполнение связей с трансцендентным, сверхъестественным.

В этом контексте интересным для нашей темы представляется социологический опрос, проведенный Отделением религиоведения Института философии имени Г.С. Сковороды НАН Украины в 1994-1995 гг. среди последователей неорелигиозных движений. Одним из его неожиданных результатов стали заявления респондентов о том, что их религиозное определение (выбор) свободен от какого-либо давления. Другим важным фактом стало осознание того момента, что современная нетрадиционная религиозность базируется не на недостатках традиционных религий, а на декларируемых преимуществах новых религий. Характерно, что и в этом случае, выбор именно этих религий часто мотивировался внешними моментами: семейными обстоятельствами (смерть родных), жизненными событиями, среди которых есть и услышанное слово Божие Евангельская весть т.д.

Существенное значение в религиозном самоопределении личности играет встреча со сторонниками определенной веры, влияние ее проповедников, учителей. В частности, подсчеты показали, что вес последнего фактора у неохристиан составляет 6,8%. Но эти внешне привлекающие признаки избранных религий значительно отстают от внутренних мотивов. Фиксируются, правда, и сакральные события личностного характера как составляющие религиозного выбора человека: «Бог коснулся моего сердца своей любовью» и т.д. Однако преобладающими в выборе веры для сторонников новых религий все же оказались факторы поиска истины, правды (39,6%), стремления к самопознанию, самосовершенствованию, самовыражению (16,1%), что в совокупности стало отправной точкой для 50,4% неохристиан. Уточняя это обстоятельство, верующие добавили, что их выбор мотивирован поиском смысла и цели жизни, жаждой богопознания.

Конечно, общая картина выбора религии, кроме мотивов, побуждающих верующих выбрать именно ту или иную религию, не будет полной, если мы проигнорируем такой важный показатель, как удовлетворенность выбором своей жизненной позиции, своей системы ценностей и, в конечном счете, своим религиевыбором. Ведь выявление того ключевого момента, что есть религия для верующего человека, какая ниша заполняется понравившейся религией, что человек искал и что нашел вследствие своего религиевыбора, – помогает нам понять качественный выбор человека, а ему – осознать его правильность, высшую базовую причину.

В этой связи показательны результаты социологических исследований, согласно которым регулятивная функция религии для неоверующих является ведущей. По крайней мере, 41,6% респондентов ответили, что религия для них является собранием моральных установок, которыми они руководствуются в жизни. Не менее важным остается познавательно-мировоззренческий потенциал религии: более 50% опрошенных подчеркнули именно эту роль избранной ими конфессии. Это несколько превышает средний показатель по всей совокупности ответов. Из этого следует, что по убеждению верующих респондентов, религия формирует определенное представление о мире (63,9%), о Космосе (40,6%), о человеке (63,9%) и, естественно, о Боге (69,9%). Достаточно высоко была оценена верующими и психотерапевтическая функция религии – возможность успокоить душу, сознание и т.д. (35,2%).

Итак, как выяснилось, для неохристиан выбранная религия является высшей ценностью, смыслом их жизни, «воздухом», без которого они не могут жить, а еще – путем к Богу, гарантией «вечной духовной жизни с Богом», учительницей праведной и истинной жизни. Вместе с тем религия является для них земной радостью, что, в частности, помогает и при создании семьи. Кроме того, некоторые респонденты отметили разницу между концептами религия и вера, выбрав как ценность именно последнюю. Используя как иллюстрацию один из ответов, можно сказать, что выбранная вера для неохристиан – это «путь, истина и жизнь». Преимущественно в земном измерении выбор нетрадиционной религии приводит к коренным изменениям в жизни верующего. Так, по оценкам – 75% опрошенных неохристиан у них изменилось отношение к миру и к другим людям. Несколько меньшие, но также значительные изменения произошли в семейной и профессиональной сферах в связи с выбором определенной религии – соответственно 60% и 42%.

Но наибольшие трансформации при религиевыборе потерпело самосознание – признают 73,7% неохристиан. Заметим, что признание отсутствия каких-либо изменений в жизни после выбора религии наблюдалось лишь в редких случаях. Это свидетельствует либо о нерелигиозности либо о мнимой религиозности, или же о предварительной религиозности, когда человек жил уже по Божьим законам, а выбранная религия только конфессионально обозначила его предварительную религиозность [4]. Эмпирический материал зафиксировал, что на индивидуальном уровне процесс выбора религии чрезвычайно персонифицирован, в нем сочетаются как внешние факторы, так и внутренние мотивы и потребности молодого человека.

Ключевую роль в процессе религиозного самоопределения на этапе первичной социализации личности играет семья, а также знания и привычки, которые она получает через определенную религиозную культуру с момента рождения. Но постепенно, в процессе своего личностного и духовного становления, в процессе получения специального образования студент теряет духовную опеку родителей, влияние конфессионального общественного мнения и привычной среды общения. Он впервые получает возможность свободного религиевыбора, а значит изменения с детства унаследованного конфессионального сознания. С одной стороны это проявляется в его личных поисках и стремлении к духовной вере, необходимости приобрести идентичность, и в процессе самоидентификации найти, почувствовать и осознать себя, а с другой стороны - студент становится открытым объектом для разнообразных «чуждых» ему религиозных традиций и иноконфессиональных воздействий, в частности неорелигиозных.

Популярность новых вер в студенческой среде, пополнение их сообществ преимущественно молодежью говорит о стремлении человека не только видеть религию, участвуя в традиционных церковных обрядовых действиях, но и знать и понимать их смысл, принимать их в свое сознание как должное, а затем проявлять свою религиозную активность осмысленно, активно, включенно. Неорелигиозные организации предоставляют возможности для реализации творческого потенциала личности и удовлетворяют потребность современной молодежи в общении, при этом обращая особенное внимание на воспитание молодежи как активной и действующей части социума.

Читать далее: Религиозная самоидентификация современного студенчества

Примечания:

1. Релігійне навчання і виховання дітей і молоді в Україні: позиція громадян. – К., 2005 – вересень. –С. 15-16.

2. Исследовательский проект «Молодежь и религия» // unn.ru/rus/f14/k2/students/god2.htm

3. Воронцова Л.М., Филатов С.Б. Религиозность – демократичность – авторитарность // Полис. – 1993. – №3. – С. 145-146; Дудар Н. П. Релігійність в українському соціумі: детермінанти і характеристика сучасного стану: Дис... канд. соціол. наук : 09.00.11 / Інститут філософії імені Г.С.Сковороди НАН України. – К., 2002. – С. 88-92.

4. Филипович Л. Неохристиянська релігійність в умовах конфлікту ідентичностей // Релігійна свобода. – К., 2005. – № 9. – С. 72-74.

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии