DataLife Engine > Книги, Пресс-релизы > Выводы к исследованию «Молодежь и религия»

Выводы к исследованию «Молодежь и религия»

Молодежь и религия: религиозное сознание студенчества

К предыдущему разделу: Ценностно-ориентационный компонент религиозного сознания современного студенчества (часть 3)

Студенчество всегда было и остается социальной группой, наиболее подверженной влиянию постоянно обновляющихся условий общества, легко поддающейся внешним влияниям, как положительным, так и отрицательным.

Прежде всего, это связано с процессом формирования мировоззрения, кристаллизации жизненных идеалов, постоянно повышаемым уровнем образования, но вместе с тем и отсутствием психической устойчивости, ярко выраженными ориентациями на ценности микрогруппы.

Современная религиозность студенческой молодежи Украины характеризуется эклектичностью представлений и синкретичностью восприятия религии, отсутствием четких граней между обыденным и концептуальным уровнями религиозного сознания, что выражается в сочетании и взаимодополняемости как этих двух уровней, так и религиозных и нерелигиозных компонентов в сознании молодежи. В связи с этим религиозное мировоззрение как неотъемлемый компонент религиозной идентификации человека теряет свою первостепенную важность. Вместе с тем, это сознание в ориентациях и внешних проявлениях можно типологически разделить на институциализированное, которое презентуется верующими, принадлежащими к определенной конфессии, церкви, и неинституциализированное. Носители последнего либо не принадлежат к какой-либо конфессии, либо колеблются между верой и неверием, или находятся в состоянии религиозных исканий, или же равнодушны к религии, или вообще неверующие.

Беря во внимание, тот факт, что содержательно религиозность человека выступает как система видения и восприятия им сверхъестественного через признание Его присутствия в мире, как Творца и Промыслителя, Определителя такого смысла жизни индивида, который гарантирует эсхатологическую перспективу и учитывая тот факт, что уровень духовной культуры молодого человека может существенно изменяться в течение достаточно короткого промежутка времени, выделим основные тенденции развития религиозного сознания современного студенчества:

постмодернистские тенденций имеют непосредственное влияние на религиозность современного студенчества, что, в частности, стало причиной амбивалентности его религиозного сознания; эклектичности восприятия традиционных и нетрадиционных верований; формирования новых типов религиозности, отказа от авторитета церкви; пренебрежения культовой практикой; критического отношения к обряду; религиозного индивидуализма;
исчезновения уверенности и убежденности в единоистинности и единовозможности собственной системы религиозных взглядов;
периодического изменения вероисповеданий, а иногда и участия одного молодого человека в деятельности нескольких религиозных организаций.
в отличие от классических форм религиозного сознания, которому присущи целостность, первоначальная чистота и полнота знания о догматах и канонах, о ритуалах и законах, об образе жизни верующего человека, принятые в той или иной религиозной традиции как основа, религиозное сознание современного студенчества преимущественно не удерживает в себе во всей полноте такую идеальную модель. Содержание религиозного сознания формируется самим субъектом (студентом) и декларируется им как результат самоопределения. Несмотря на свое несоответствие образцовым вариантам религиозности, определенное несовершенство с нормативной точки зрения, современное молодежное религиозное сознание является позитивно-потенциальным. Религиозные поиски молодежи сегодня находятся в динамическом движении постепенного прагматического усвоения определенных знаний о религии, хотя и не лишены разногласий между научными и религиозными концепциями, между религиозной догматичностью и свободой в религии, между преданностью традиции и желанием новизны, модернизации религиозной жизни. Для современной молодежи наличие конфессионально определенного религиозного мировоззрения для идентификации себя как верующего человека является несущественным элементом.
основными характеристиками современного религиозного сознания молодежи являются аксиологический плюрализм, синкретизм, гетерогенность, динамизм. На фоне этих тенденций происходит размывание самой идеи Бога, за которой, с одной стороны, антропоморфные представления о Всевышнем заменяются духовными (Бог – Всемирный Закон, Бог – Абсолют и др.), а с другой – появляется концепция «смерти Бога», точнее, смерти отстраненного от мира Бога, и учение о сопричастности Бога ко всем процессам на Земле, во Вселенной (своеобразная пантеизация), а также к жизни человека, как соработника и соисполнителя;
подавляющее большинство молодых людей имеет размытое представление о догматической стороне религиозного комплекса, то есть о тех базовых, аксиоматических истинах, которые должны исповедоваться всеми верующими данной конфессии как фундаментальные основания их религии;
наблюдается произвольный выборочный подход молодежи к системе вероучения своей конфессии, потеря верующими единой цели и проявлений своей религиозности; многими религия воспринимается скорее как система определенных жизненных норм, а не как картина мира или эсхатологическое учение;
как тенденция, фиксируется привлекательность нетрадиционных религиозных организаций для современного студенчества. Главную роль в процессе выбора неорелигий для молодежи играет момент отсутствия должной религиозной традиции, простота и доступность форм общения с сверхъестественным, которую предлагают и открыто демонстрируют последователи неорелигий; а также экзотичность, новизна, зрелищность и коллективность, которые свойственны новым религиозным движениям.
плюрализация религиозного пространства ведет также к видоизменению социальных и культурных функций религии: она уходит из общества в область индивидуального, персонального бытия человека, институализированное религиозное сознание замещается личностным. В этой связи, повышается роль добровольного личностного выбора. Отметим, что постмодернистские черты присущи религиозному сознанию современной молодежи, которая хотя и формально принадлежит к в какой-то конфессии, но фактически функционирует вне её;
на фоне возвращения религии в публичную сферу и непосредственного участия молодежи в разнообразных формах проведения студенческого досуга, например, религиозные братства, ассоциации, духовно-религиозных проекты усиленное внимания уделяется внутренней сфере конкретного индивида, происходит фокусировка на личностных аспектах религии. В этом контексте у протестантов даже появились индивидуальные консультации пасторов по вопросам достижения верными «самореализации». Вследствие индивидуализации религиозности появляется некоторая нетерпимость к трансцендентным духовным верованиям, так как верующего начинают интересовать преимущественно вопросы «здесь и сейчас», а не то, что состоится в будущем, «тогда и там»;
содержательное наполнение религиозного сознания современного студенчества зависит от региональных различий семейного воспитания на Востоке и Западе страны (выходцам из Западной Украины, которые являются воцерковленными верующими, более свойственно институциализированное религиозное сознание, чем это проявляется на Востоке); от влияния традиционных для Украины конфессий на религиозные предпочтения студенчества, что приводит к позиционированию значительной части национально ориентированных молодых людей как приверженцев традиционных религий и религия в таком аспекте выступает не только как собственно религиозная система, а как обычная культурная среда, национальный образ жизни.
религиозность студентов прямо коррелируется с направлением и видом образования. Уровень религиозности студентов гуманитарных специальностей несколько выше, чем студентов технических специальностей. Прежде всего, это проявляется в том, что гуманитарии имеют более взвешенное мнение относительно мировоззренческих вопросов, четче видят свое место в мире.
студенты становятся менее религиозными в течение их обучения в вузе, поскольку у них появляются сомнения в отношении истинности своей религиозной доктрины после прослушивания различных гуманитарных и естественных дисциплин. Так, по данным исследования, проведенного американскими социологами, студенты третьего-пятого курса посещают церковь значительно реже, чем студенты первого-второго года обучения, т.е. наблюдается постепенный отход от ортодоксальной религиозности. Результаты нашего исследования выявили подобную тенденцию. В частности, 23,7% респондентов-первокурсников идентифицируют себя с позицией человека верующего, принадлежащего к определенной конфессии и только 10,4% пятикурсников имеют аналогичную позицию. Сходную ситуацию мы выявляем и по позиции «верующий вообще»: 21,3% и 13,7% соответственно;
образовывается синтетическое мировоззрение, которое органически объединяет в себе ценности как западных, так и восточных культур, положения новых и древних верований, рациональные идеи и неомистические откровения, результаты научного поиска и идеи богоискательства. Также существует тенденция увлечения вневероисповедательной мистикой (вера в общение с духами, магию, знахарство, гадание, астрологию), которая объединяет в себе религиозное и нерелигиозное, рациональное и иррациональное, будучи эклектикой из вероучений разных религий, научных теорий и концепций;
на основе изучения тенденций развития религиозного сознания студента можно спрогнозировать, что в своей последующей профессиональной деятельности он как специалист и носитель определенной религиозности, будет скорее выступать в роли субъекта морально-этического воспитания на определенной религиозной основе, чем опираться на практически и социально неактуальное представление о потустороннем мире. В условиях отсутствия внешнего контроля за формированием системы своего религиозного мировоззрения, студент переживает конфликт между ранее воспринятыми знаниями о мире и знаниями, преимущественно секулярными, которые он осваивает в вузе. Существует перспектива ухода студента от религии вообще или его свободомыслия в религии. Свобода в религии проявляется в достаточно свободном восприятии ее концептов, обрядодеяние, институциональном выражении его религиозности.

Читать далее: Выводы к исследованию «Молодежь и религия» (часть 2)



Вернуться назад