А.С.Д. в Google News - натисніть Підписатися

Выводы к исследованию «Молодежь и религия» (часть 2)


Молодежь и религия: религиозное сознание студенчества

К предыдущему разделу: Выводы к исследованию «Молодежь и религия (ч.1)»

Подводя итог, отметим, что сегодня в среде студентов светских учебных заведений имеют место два типа религиозного сознания: институализированное и неинституализированное (внеконфессиональное).

Главная особенность неинстутиализированного религиозного сознания – опыт личной встречи со сферой священного, без участия в деятельности религиозных институтов. А феномен религиозной веры является самодостаточным для ее приверженцев. Носители такой религиозности идентифицируют себя с «православием вообще» или же утверждают, что они «просто христиане». Именно последняя форма и влияет на формирование нового вида духовности, который распространился среди современного молодого поколения и характеризуется объединением разных смыслообразующих парадигм: философской, религиозной, научной и т.п. без присоединения к любой религиозной организации или, наоборот, принадлежности сразу к нескольким.

Религиозные поиски молодежи ведутся не только в рамках одной конфессии, но прослеживается активизация внеконфессиональных поисков, рост духовной эклектичности. Итак, современное религиозное сознание реализуется не только в форме обращения к ортодоксальной религиозности, но и в спонтанных духовных поисках личности. При этом мы можем констатировать, что влечение молодежи к духовным основам жизни наблюдается и будет наблюдаться в дальнейшем.

Религиозное мировоззрение значительной части студенческой молодежи – особенно тех, кто склонен следовать своеобразной «моде», к внешней, показной религиозности, отличаются во многом размытостью, неопределенностью, отсутствием ясного содержания. Т.е. к началу третьего тысячелетия можно констатировать появление нового типа верующего. Среди лиц, придерживающихся прорелигиозных настроений, немало не имеющих определенной мировоззренческой ориентации: человек не может назвать себя истинным верующим, но так или иначе ассоциирует себя с верой своих родителей, своего народа.

Структурно религиозное сознание студента делится на следующие четыре подэлемента: теолого-онтологический, природно-общественный, антропо-имморталистский, ценностно-нравственный. Выяснение логико-иерархической значимости каждого из них в сознании студента, в частности, его ориентаций овладеть прежде этим миром, а уже после – потусторонним, дает основание для вывода о доминировании в нем не догматическо-теологического (вера в сверхъестественное – Бога, сатану, ад, загробную жизни и т.п.), а подэлементы «горизонтали» – природно-общественного и морально-этического, то есть выяснение того, что есть мир и как мне в нем жить. Антропо-имморталистский элемент религиозного сознания, который в содержании различных богословских учений занимает приоритетное положение, в мировоззрении студента не играет той роли, которая на него традиционно возлагается церковью, постоянно актуализирует загробную жизнь и необходимость подготовки к ней. Молодой возраст и состояние здоровья делают этот концепт неактуальным в религиозном мировоззрении студента, а, следовательно, и не очень результативным в проповеднической деятельности церквей. Наконец, религия предстает как система санкционирования нравственных поступков, а не как средство спасения души в потустороннем мире. В отличие от массового верующего, доминирующим элементом религиозности студенчества являются преимущественно не религиозное обрядодеяние, а религиозное сознание.

Рассмотрение особенностей религиозных поисков современной молодежи возможно лишь при условии учета разновекторных тенденций: усиления влияния религии в обществе, и – одновременно – процессов секуляризации, утверждения в сознании людей в качестве глубинных мотивов жизнедеятельности нерелигиозных ценностей и идей; распространение и влияние иных, не характерных для Украины, мировоззренческих парадигм (исламский фактор, новые религиозные движения, восточные религии), которые постают как альтернативы религиозному сознанию украинского студенчества.

Читать далее: Список использованной литературы

0 коментарів

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии