«Либеральные католики»

Международное христианско-демократическое движение. Теория и практика

К предыдущей главе: Рождение христианско-демократического движения

На II этапе весьма заметную роль в возникновении христианско-демократических идей сыграли «либеральные католики», занимавшие промежуточное положение между консерваторами и революционными демократами; они пытались не только совместить идеи революции с христианством, но и прямо вывести их из него, рассматривая свободу как высшую социальную ценность, как необходимое условие христианства.

Первая группа «либеральных католиков» консолидировалась вокруг основанного в 1830 г. священником Ф. де Ламенне журнала «L’avenir». В ее состав входили также Ж. Лакордер, Ф.Жербе, Ш. Монталамбер, П. Геранже и др. Особое место среди них занимал, безусловно, родоначальник «христианского социализма» Ламенне, который объявил либерализм «восстанием христианского духа свободы», ратовал не только за либеральные, но и за социалистические и демократические идеи, в частности, за отделение церкви от государства, что вызвало резкое негодование со стороны Папы Григория XVI. Монталамбер пошел еще дальше: он прямо высказал мысль о том, что последовательной реализацией принципа свободы можно соединить демократию с христианством (разумеется, в католической версии).

В отличие от вышеназванной группы, вторая группа «либеральных католиков» (представители «новой эры» — Ф.Озанам, Э.Дюпетье и др.) полностью порвала с консерваторами. Так, например, Озанам верил в общественную силу христианства, в то, что оно способно воплотить идеал братства, не уничтожая свободу, а также уберечь людей и от атеистического социализма, и от эгоизма. Он отстаивал необходимость установления общественного строя, основанного на принципах свободы и христианской любви к ближнему.

«Либеральный католицизм» вскоре подвергся жесткой, подчас несправедливой критике, главным образом, в приложении «Syllabus» к энциклике Папы Пия IX «Quantra cura». Syllabus» был составлен в виде перечня распространенных заблуждений, которые Папа осуждал, в частности: рационалистические движения, считавшие, что человеческим сообществом следует управлять независимо от религии; социалистические движения, пропагандирующие положение, что семейный уклад должен основываться исключительно на гражданском праве; либеральные движения в экономике, согласно которым единственная цель социальной организации — накопление материальных богатств; либеральные движения в политике, в соответствии с которыми церковная и светская власть не может ограничивать право каждого гражданина в устной или письменной форме выражать свои мнения.

На этом же этапе определенный вклад в становление европейского христианско-демократического движения внес симпатизировавший католикам французский мыслитель А. де Токвиль. «Те, — писал он, — кто считает, что католичество по своей природе враждебно демократии, ошибаются. Напротив, среди различных христианских учений католичество в большей степени, чем другие, благоприятно для возникновения равенства между людьми. У католиков религиозное общество состоит из двух элементов: священник и народ. Священник возвышается над всеми верующими, все, кто стоит ниже его, равны» [1]. Токвиль стремился показать, что отделение религии, морали, порядка от демократических идей свободы и равенства противоречит их сущности, ибо они связаны необходимым образом, так, что каждая, будучи отделена от другой, утрачивает свою силу. Более того, религия, по его утверждению, не просто полезна, но даже необходима для политической жизни.

К следующей главе: III этап. Создание школ «социальной реформы»

Примечания:

1. Токвиль А. де. Демократия в Америке. М., 2000. С. 221.

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии