Рождение христианско-демократического движения


Международное христианско-демократическое движение. Теория и практика

К предыдущей главе: Католические учения

Время рождения христианско-демократического движения называют по разному: одни связывают его появление с «конституционными священниками» (епископами Ламуретом, Грегуаром и др.), которые клялись в верности Конституции Франции и которые заявили в Национальном Собрании, что Христос был первым демократом; другие — с трудами Ф. де Ламенне «Будущее» и «Слова верующего»; третьи — с революцией 1848 г. в ряде европейских стран. Несомненно одно: предвестниками новых поисков, как считают некоторые западные исследователи, являются Ф. Шатобриан и Ф. Фодере. Так, Шатобриан в своем произведении «Замогильные записки» пишет о том, что христианство является «идеей будущего», «идеей человеческой свободы», поскольку наряду с принципом равенства и нравственного долга оно проникнуто демократическим инстинктом. Он выступает за обновление христианства и придание ему социального характера.

По его мнению, в христианстве дремлет гений современности, так как оно способно преобразовать «физического» человека в «морального». В том же духе высказывается Фодере, призывающий богатых, прежде всего аристократию, подать добрый пример в придании жизни христианского характера, и выступающий за то, чтобы государство руководило экономикой во благо всех, а не только избранных слоев населения.

На этом этапе значительно активизировали свою деятельность традиционалисты, и консерваторы, которым была не по душе идея обновленного и социального католичества (Ж. де Местр, Л. де Бональд, Э.Берк, А.Мюллер и др.). Они активно боролись за восстановление монархии, унии церкви и государства, осуждали революцию за то, что она разрушает традиционный уклад жизни, созданный Богом, категорически отвергали индивидуализм и рационализм и т.п. Напротив, революционные демократы — Ф. Бюше, Ф. Гюэ и др. считали революцию нормальным явлением общественной жизни, ибо она, по их мнению, создает условия для развития христианских социальных ценностей.

К следующей главе: II этап. «Либеральные католики»

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии