А.С.Д. в Google News - натисніть Підписатися

Деятельность Папы Льва XIII


Международное христианско-демократическое движение. Теория и практика

К предыдущей главе: Создание школ «социальной реформы» и «социальных наук», возникновение «социального католичества»

Деятельность Папы Льва XIII, который, по сути, совершил коренной поворот в учении Католической Церкви. В его энцикликах схоластическая философия Фомы Аквинского была объявлена «вечной философией», фундаментом, на который должны опираться католики в своих научных, философских и богословских исследованиях, упорядоченно, но еще не системно излагается социальное учение Католической Церкви, признается происхождение власти, в конечном счете, от Бога, критикуется теория суверенитета народа, а также правовой и политический позитивизм, коммунизм, социализм и нигилизм, идея отделения церкви от государства, всячески приветствуется демократический строй, впервые вводится в употребление понятие «христианская демократия», предлагается реформистский путь решения социальных и экономических проблем и многое др.

Важнейшее значение в социальном плане имеет энциклика Папы Льва XIII «Rerum novarum», вышедшая в свет в 1891 г. и посвященная положению рабочего класса. В ней признается факт существования социального вопроса и общественно-политической борьбы и сделан вывод, что причиной этого являются пороки социально-экономической системы, при которой рабочие чувствуют себя одинокими и незащищенными. Рабочих необходимо взять под защиту и напомнить обществу об их законных правах. Папа пишет, что рабочие были «принесены в жертву жестокосердию хозяев и их безудержной алчности», что недопустима чрезмерная концентрация собственности и экономической власти в руках небольшой кучки предпринимателей, что «горстка богачей надела рабское ярмо на огромную массу пролетариата» и т.д. Но социалистический путь решения этого вопроса Папа категорически отвергает, поскольку отмена частной собственности, по его мнению, нанесет ущерб самим рабочим, ибо целью их усилий является обретение собственности. Кроме того, ликвидация частной собственности противоречит естественному праву, грозит распадом семьи и полным расстройством общества. Атеистическому социализму Папа противопоставил модель социальной политики, субъектами которой он полагал церковь, государство и профсоюзы. Так, благодаря усилиям Льва ХIII, Католическая Церковь выступила против революционных требований социалистов, за мирный путь — путь проведения социальных реформ.

Богословско-философские работы Папы Льва XIII сыграли решающую роль, правда, в несколько запоздалом переходе Католической Церкви от средневекового состояния к новому, соответствующему тем изменениям, которые произошли в мире в результате смены нескольких эпох — Возрождения, Реформации, Просвещения — и, самое главное, Великой французской революции и активной деятельности возникших тогда коммунистических и социалистических партий. «Церковь, — писал С.Маркевич, — создает в этот период собственную модель идеальных социально-экономических отношений, фундаментом которой послужила теория средневекового богослова Фомы Аквинского... Лев ХIII уже не поддерживал традиционный тезис о примате церковной власти над светской. На смену этому тезису пришла теория о необходимости гармоничного сотрудничества между государством и церковью, в которой обе стороны выступали бы как равноправные» [1].

Вместе с тем, Папа Лев XIII не вкладывал в понятие «христианская демократия» политический смысл. Вот как он трактовал христианскую демократию в энциклике «Graves de communi»:

«Название христианская демократия следует понимать таким образом, что ей чужда всякая политическая идея и она не означает ничего иного, как только благотворительную христианскую деятельность для народа. В то же время христианская демократия не должна давать повод для упрека в том, что она якобы заботится исключительно о благе низших классов и обходит высшие, которые являются не менее необходимыми для сохранения государства».

К следующей главе: Рождение современного томизма и персонализма

Примечания:

1. Маркевич С. Современная христианская демократия. С. 6-7.

0 коментарів

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии