А.С.Д. в Google News - натисніть Підписатися

Рождение современного томизма и персонализма


Международное христианско-демократическое движение. Теория и практика

К предыдущей главе: Деятельность Папы Льва XIII

Новая, отвечающая требованиям времени, позиция Католической Церкви вскоре вызвала к жизни плеяду социальных и политических мыслителей преимущественно в рамках самой церкви. В их числе — Ж. Мерсье, М. Дефурни, Л. Стурцо, «отцы демократии», священники П. Ноде, Ж.Гарнье, Л. Деон и др., священник П. Сикс, основавший в 1894 году журнал «La Democratie Chretienne», член Французской Академии Ж.Гойо, занимавшийся историей общественного движения и развития католической мысли, А.-Д.Сертилланж, подготовивший почву для христианско-демократической социальной философии, Р. Ренар, разрабатывавший «теорию институтов» и исходивший из необходимости создания христианского социального (корпоративного) строя.

Наряду с католическими мыслителями изучением социальных проблем занимались достаточно близкие к церкви литераторы, ученые, философы: Р. Роллан, А. Франс, Ж. Сорель, Ж. Клемансо, А. Бергсон, Ш.Пеги, Л. Блуа. Двое последних оказали решающее влияние на формирование взглядов выдающихся католических социальных философов, коих во Франции справедливо, по нашему мнению, считают создателями двух направлений социального персонализма, — Ж. Маритена и Э.Мунье.

На данном этапе во Франции в 1896—1897 гг. была создана партия, в названии которой впервые было использовано словосочетание «христианская» и «демократическая». Немало важное значение имела Итальянская народная партия, основанная Л. Стурцо вскоре после Первой мировой войны. Р. Кальдера назвал ее непосредственным прототипом современной народной христианско-демократической партии. Благодаря Стурцо христианская демократия совершила прыжок от теории к практике, отпочковалась от социальной доктрины Католической Церкви и обрела самостоятельность.

Среди мыслителей, близких к Католической Церкви, следует особо отметить А. Бергсона, который подчеркнул, что «демократия является евангелической по своей сути, и ее движущая сила — любовь» [1]. По его мнению, именно побудительный мотив любви вызвал к жизни тягу людей к преодолению естественно замкнутых границ как социальных групп, так и семейных, и национальных, расширил их до пределов всего человечества, поскольку эта любовь есть не что иное, как «жизнь в нас той самой Любви, которая создала все сущее», и поскольку она поистине превращает каждого человека в нашего ближнего.

Человеческая общность, являющаяся достоянием, данным свыше, не нуждается в охранении, ибо любовь стремится расширить и вывести эту общность за ее собственные пределы, пусть даже в несовершенной форме и в мире конфликтов, злобы и тяжкого труда, наполняющих мирскую жизнь. Это глубочайший принцип демократического идеала христианского мира. Вот почему, по утверждению Бергсона, в демократии следует видеть направление, в котором должно двигаться человечество.

К следующей главе: VI этап. Творчество Маритена и Мунье

Примечания:

1. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994. С. 306.

0 коментарів

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии