А.С.Д. в Google News - натисніть Підписатися

Творчество Маритена и Мунье


Международное христианско-демократическое движение. Теория и практика

К предыдущей главе: Рождение современного томизма и персонализма

Творчество Маритена и Мунье. Эти философы (классики христианской демократии) выступили, во-первых, за социальное христианство и повышение духовной роли церкви в жизни политического общества; во-вторых, за четкое разделение функций и установление гармоничных отношений между церковью и государством; в-третьих, за формирование в недрах капитализма христианского общества и государства, которые стояли бы на службе обеспечения и защиты личности и ее прав и обязанностей и многое др.

В маритеновском социальном персонализме, целиком базирующемся на философии томизма, особо выделяется концепция общего блага. Анализ общего блага привел Маритена к выводу, что оно не только не противоречит благу личности, но, напротив, наиболее полно согласуется с ним. При этом он обращает внимание на некоторые существенные особенности блага каждой персоналистской общности, сообщества:

1) Общее благо предполагает перераспределение: оно должно быть как бы «роздано» между членами сообщества, т.е. из него должна проистекать польза для всех, оно должно содействовать развитию всех;
2) Общее благо требует существования общественной власти, которая устанавливала бы обязанности и бдительно следила за честным его распределением. Общественная власть осуществляет служение общему благу, т. е. отвечает за его рост и справедливое распределение;
3) Третья особенность касается внутренней нравственной сущности общего блага: нельзя говорить об общем благе, если оно не отвечает требованиям справедливости и не несет в себе нравственного начала (bonum honestum). Где нет справедливости, там нет и общего блага, а несправедливые законы законами не являются. Таков вердикт Маритена.

Несколько по-иному формулируется социальный персонализм Мунье, утверждающий примат личности над материальной необходимостью и коллективным началом. В частности, его пониманию социального идеала соответствует такой уровень развития цивилизации, дух и устройство которой ориентированы на предоставление человеку возможности реализации самого себя как личности. Социальный персонализм, полагает он, должен воплощаться в реальных социальных структурах, которые могут возникать только через развитие личности и которые могут выполнять лишь вспомогательную роль в формировании персоналистского общества. Социальные институты должны строиться таким образом, чтобы создавать «атмосферу свободы» для личности и общества.

Творчество Маритена, Мунье и др. христианских мыслителей и политическая деятельность Л. Стурцо, А. Де Гаспери, К. Аденауэра и др. внесли существенный вклад в развитие теории международного христианско-демократического движения. В итоге это привело после окончания Второй мировой войны к образованию массовых христианско-демократических партий в ряде стран мира.

В то же время теоретические положения о «рабочем вопросе», «экономической демократии» и др., разработанные в XIX — первой половине ХХ вв. томизмом и персонализмом и принятые в послевоенное время христианскими демократами в качестве идеологии (но не в классовом, а в «нейтральном» смысле, характерном для культурной антропологии), оказались, с нашей точки зрения, в большинстве своем неосуществленными. К концу 60-х годов обнаружилось, что свершилась «измена идее христианской демократии, “чистой” и “твердой”, принятой в период Сопротивления и сразу после войны, которая делала акцент на реальную демократизацию, на социальную революцию, а не на реконструкцию либерального государства» [1]. По мнению Маритена, христиански мыслящие партии, возникшие на политической арене после Второй мировой войны, не сумели более глубоко осознать то, что люди ожидали от них, то, что есть у восточной цивилизации, но нет у западной, а именно: понять первостепенную значимость средств духовной борьбы.

Теоретический кризис христианской демократии возник, во-первых, вследствие недостаточной разработанности учения о государстве. Из-за этого христианско-демократическим партиям, оказавшимся во многих странах после войны у власти, пришлось в своей политической деятельности обращаться либо к либеральным концепциям, либо к социалистическим, а к тому же использование их идей не было должным образом осмыслено. Во-вторых, по причине неудовлетворительного состояния политических и экономических разработок, что свидетельствовало о слабой подготовленности христианско-демократических партий к политической деятельности.

К следующей главе: VII этап. Решения II Ватиканского Собора и энциклики Папы Иоанна Павла II

Примечания:

1. Папини Р. Интернационал христианской демократии. СПб., 1992. С. 132

0 коментарів

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии