А.С.Д. в Google News - натисніть Підписатися

Социальное рыночное хозяйство (ч.3)


Международное христианско-демократическое движение. Теория и практика

К предыдущей главе: Социальное рыночное хозяйство (часть 2)

Социальное рыночное хозяйство — это теория всеобщего социального порядка, образа жизни, «общего стиля экономики» и общества, «формула умиротворения», «социального уравновешивания капитализма». Эта теория противопоставляет коллективизму персонализм, концентрации власти — свободу, централизму — децентрализм, организации — самопроизвольность и т.д., призвана примирить различные виды мировоззрений, идеологий и вероисповеданий, является той основой, на которой могут быть объединены католическая, протестантская и православная социальные доктрины, переработанные элементы социализма и лучшие традиции либерализма.

Социальное рыночное хозяйство не есть исключительно теория конкуренции. Это, по мнению Мюллера-Армака, идеологическая концепция в том смысле, что она провозглашает целью социального рыночного хозяйства координацию между сферами жизни, представленными рынком, государством и социальными группами. Ее база, следовательно, является как социологической, так и экономической, как статичной, так и динамичной. Это диалектическая концепция, в которой социальные цели играют не менее важную роль, чем экономические. «Сущность социального рыночного хозяйства состоит в том, чтобы вместо проведения политики, сохраняющей прошлое, или экономического контроля, тормозящего свободную инициативу в обществе, или неконтролируемого, нерегулируемого рыночного механизма — дать социальное решение, объединяющее все цели в работающей, реалистической гармонии. Это миротворческая формула, а не утопический подход, который берется решить социальные проблемы любого характера путем использования силы, вмешательства экономического контроля, консерватизма или веры в автоматическое установление гармонии» [1].

Теория социального рыночного хозяйства указывает путь, по которому человечество должно идти сейчас, и имеет, таким образом, двойственный смысл: «С одной стороны, он (рынок. — М.С.) имеет одну-единственную цель, а именно — создавать и увеличивать общественный продукт. С этой целью координируются действующие на рынке индивидуальности. Они должны действовать свободно, так как только таким образом знаменитый пирог (который потом надо разделить) может достичь по возможности наибольшего размера. Этому учит опыт, и в этом можно увидеть закон природы. (С антропологической точки зрения рынок — это часть “природы”)... С другой стороны, рынок не изолированный феномен, и даже его теоретики “живут не рынком единым”... (С антропологической точки зрения рынок принадлежит теперь области “культуры”)» [2]. Отсюда применима формула: рыночное хозяйство + социальная обеспеченность (безопасность) = социальное рыночное хозяйство. Его структура такова:

Социальное рыночное хозяйство

Примечание. От классической частной собственности «преимущественно частная собственность» отличается всеобъемлющим правом человека на нее и социальной ответственностью предпринимателей и наемных работников.

Так, например, если в проблеме собственности видеть, прежде всего, вопрос, кому достается прибавочный продукт, то будет преувеличением утверждать, что его присваивает только собственник средств производства. Вместе с тем хозяин над средствами производства сохраняется, и его заинтересованность в успехах предприятия остается. «В рамках строя конкуренции частная собственность не является основой власти... В этом случае оправдывается часто употребляемое выражение, что частная собственность приносит пользу не только собственнику, но и несобственнику. И это действительно так вследствие большой экономической эффективности строя конкуренции и в результате того, что различные частные собственники конкурируют между собой, а ищущие работу располагают выбором и избегают односторонней зависимости... Требование установить частную собственность выводится большей частью из природы человека и обосновывается как закон естественного права. В данном случае этого нет. Частная собственность оказывается необходимой для того, чтобы вместе с остальными принципами сконструировать строй конкуренции» (Blum K. Soziale Marktwirtschaft. Wirtschaftspolitik zwischen Neoliberalismus und Ordoliberalismus. Tubingen, 1969. S. 60).

Частная собственность необходима еще и для того, чтобы обеспечить человеку независимость, создать возможность развивать ему свои индивидуальные способности и строить жизнь по своему усмотрению.

К следующей главе: Социальное рыночное хозяйство (часть 4)

Примечания:

1 Мюллер-Армак А. Принципы социального рыночного хозяйства // Социальное рыночное хозяйство. Теория и этика экономического порядка в России и Германии. С. 269.

2 Нёрр К.В. Социальное рыночное хозяйство и правовой порядок Германии // Там же. С.244.

0 коментарів

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии