Экономический порядок


Международное христианско-демократическое движение. Теория и практика

К предыдущей главе: Государственно-правовой порядок

Социальное рыночное хозяйство не может быть создано не только без содействия государства, но и без определения им рамок экономического порядка [1]. «Сущность рыночного хозяйства, — писал В.Рёпке, — состоит в том, что оно управлению хозяйственным процессом через план и приказ властей предпочитает управление через механизм свободных цен, и, делая это, оно выполняет двойную функцию, а именно: с одной стороны, функцию вносить в хозяйственную жизнь порядок..., а с другой — функцию обеспечивать этот хозяйственный процесс нужными побудительными силами для наивысшей эффективности производства» [2]. Таким образом, социальное рыночное хозяйство возникает лишь в результате проведения государством экономической политики, задачей которой является ограничение власти монополий, олигополий и картелей, отказ от дискриминации кого бы то ни было, стремление к преодолению протекционистской и националистической узости и, главное, обеспечение свободной конкуренции.


«Действенная система конкуренции», «полная конкуренция» — это первейшая предпосылка социального рыночного хозяйства; это первый пункт программы социального рыночного хозяйства, согласно которому экономическая политика не должна базироваться на решениях, принимаемых политиками и бюрократами по их собственному усмотрению, а являться частью юридической системы таким образом, чтобы политика конкуренции стала частью экономического порядка. И такой порядок должен быть не представительством интересов капитала, а базироваться на принципе универсальной конкуренции, противодействующем всем попыткам как частных лиц, так и государства монополизировать рынок и внутри страны, и за границей. С одной стороны, свободное и конкурентное ценообразование является условием здоровой и хорошо функционирующей денежной системы, а с другой — все усилия, направленные на создание конкурентного порядка, будут напрасными, пока не обеспечена определенная денежная стабильность. Чтобы деньги были «здоровыми», не «политическими», денежная система должна соответствовать свободному рыночному хозяйству, т.е. Центральный банк должен быть независимым от правительства.


В такой экономической политике понятия «благосостояние для всех» и «благосостояние через конкуренцию» неразрывно связаны друг с другом: первый обозначает цель, второй — путь, ведущий к цели. Более того, принцип конкуренции ставит серьезные преграды эгоизму. Ибо в социальном рыночном хозяйстве, основанном на конкуренции, не дозволено, чтобы каждый отдельный его участник мог требовать для себя привилегий; подобный способ обогащения недопустим и для групп. Отсюда вытекает следующая задача государства — следить за тем, чтобы конкуренция не была аннулирована частными или коллективными договоренностями.


Рыночное хозяйство, по мнению Шлехта, только тогда остается этическим, социально оправданным и обосновывающим свободу порядком, когда оно базируется на действенной конкуренции (честной игре). «Подлинная, свободная, не извращенная конкуренция служит также сохранению конъюнктуры, ибо состязательность побуждает деловых людей с помощью инвестиций и прочих предпринимательских усилий и добродетелей оставаться на высоте достигнутого положения. Конкуренция устраняет перекосы, способствует преодолению несправедливости, содействует прогрессу в рамках сообщества (Европейского экономического сообщества. — М.С.) и в первую очередь безболезненно обеспечивает способность к приспособлению, а также помогает сохранить важную для экономики гибкость» [3].


Конкуренция, по словам ордолибералов, — это самый совершенный в истории инструмент недопущения или ограничения монополистической власти экономических субъектов. Ее правила могут быть как предписывающими, так и запрещающими в зависимости от конкретной ситуации: «Рынок, на котором продаются и покупаются предприятия, принадлежит к рынкам факторов производства, которые объединяются в предприятия. Готовность приобрести предприятие означает, что покупатель ожидает с большей прибылью употребить эти ресурсы, чем продавец. Если это ожидание основывается на экономически продуманной комбинации факторов производства, то дело здесь обстоит в сделке в рамках конкурентного процесса. Напротив, если ожидание основывается на вызванном слиянием ограничении конкуренции, следует применить запрет. Поскольку слияния предприятий могут быть экономически разумными и тогда, когда конкуренция не затрагивается, они избегают запрета, как это, например, делают картели. Отличительных признаков свободы конкуренции, таким образом, недостаточно, чтобы создать свободную от противоречий систему норм против ограничений конкуренции... Поэтому справедливо требование разрабатывать нормы против ограничений конкуренции, исходя из потребностей самого конкурентного процесса, но все же ограничение конкуренции и господство на рынке как особо высокая степень ограничения конкуренции — это критерии, от которых не должна отказываться политика, ставящая своей задачей защиту свободы конкуренции» [4]. Вследствие противоречий и конфликтов при проведении политики конкуренции нормы, направленные против ограничений конкуренции, не ориентируются исключительно на гарантирование свободы конкуренции. Об этом, в частности, свидетельствуют особые правила для электроэнергетики, транспорта и банков, а также исключения из запрещения картелей и слияний, принятые правительством К. Аденауэра. Так, например, слияние, в котором отказало федеральное ведомство надзора за деятельностью картелей, поскольку оно создает или усиливает господствующее положение на рынке, может быть разрешено федеральным министром экономики, если ограничение конкуренции уравновешивается обще экономическими преимуществами слияния или оправдано преобладающими интересами всего общества.


Главная задача — не допустить монополизации рынков и поддерживать жизнеспособность малых и средних предприятий. На это должна быть направлена антимонопольная политика — такая действенная и радикальная политика, которая стремится ликвидировать монополии, а не та политика, которая допускает монополии и «надзирает за ними». Экономическая политика государства при этом ориентируется на конституирующие и регулирующие принципы конкурентного порядка. К конституирующим принципам относятся мероприятия, с помощью которых государство обеспечивает и сохраняет частную собственность и оберегает свободу конкуренции:

1) организация системы цен в границах условий свободной конкуренции;
2) обеспечение с помощью денежной и кредитной политики стабильности денежного обращения и национальной валюты;
3) открытый доступ к рынку путем снятия государством таможенных ограничений, внешнеторговой монополии, запрета и ограничения инвестиций.

Это мероприятия, которые «придают конкуренции те рамки, те правила игры и тот аппарат непартийного наблюдения за правилами игры, в которых нуждается конкуренция, как и матч, если она не хочет превратиться в жестокое избиение» [5].

К регулирующим — мероприятия, связанные с вмешательством государства в свободный рынок, причем не вопреки рыночным законам, а в направлении их действия:

1) контроль за монополиями;
2) политика доходов;
3) конъюнктурная политика;
4) координация частнохозяйственной деятельности.

Эта группа государственных мероприятий получила название «либерального интервенционизма», т.е. точечной (пунктуалистской) экономической политики, при которой государственное вмешательство в хозяйственный процесс предпринимается для достижения конкретных, ориентированных на рыночные результаты целей. При осуществлении государством соответствующей политики реализуется формула экономического порядка: свободная конкуренция — стабильная валюта — сбалансированный бюджет.

Задачей экономического порядка является синтез экономической конкуренции, технического и социального прогресса. «Я считаю, — писал Мюллер-Армак, — что теория социального рыночного хозяйства полностью совместима с предоставлением субсидий для того, чтобы обеспечить переход к новому, приемлемому положению тех секторов экономики, которые особенно подвержены давлению экономических сил, давлению конкурирующих товаров или более сильных рынков, — таких как сельское хозяйство, горнодобывающая и текстильная промышленность. При социальном рыночном хозяйстве мы должны одобрять экономический и технический прогресс, но также и любые необходимые корректировки, скажем, посредством субсидий или освобождения от налогов — для того чтобы конструктивно способствовать переходу к новой конкурентной ситуации» [6]. Ибо конкуренция — это движущая сила, мотор социального рыночного хозяйства, а свободная цена — средство управлять им. Конкуренция вызывает к жизни силы, которые стремятся к уравновешиванию и выравниванию, умножению благосостояния, обеспечению всем трудящимся, соответственно росту производительности, постоянное повышение заработной платы.

К следующей главе: Социальный порядок

Примечания:

1. Задачу установления гармонии между правовым и экономическим порядками ставит теория «стиля хозяйства» («стиль хозяйства» — это историческая форма хозяйственной жизни, например, «домашнее хозяйство», «городское хозяйство», «сельское хозяйство» и «народное хозяйство»). Данная теория исходит из того, что весь экономический порядок должен базироваться на одних и тех же принципах, ценностях и целях, а единый стиль должен формировать не только экономический порядок, но и все другие сферы общества. Термин «стиль хозяйства» интерпретируется как способ интеграции концепции социального рыночного хозяйства в философию культуры.
Теория хозяйственного стиля указывает, что социальные подсистемы должны следовать лишь одному принципу — принципу свободы.

2. Röpke W. Wort und Wirkung. Ludwigsburg, 1964. S. 189—190.

3. Эрхард Л. Планификация — это не модель для Европы / Полвека размышлений. Речи и статьи. С. 471.

4. Местмэкер Э.Й. Роль конкуренции в либеральном обществе // Социальное рыночное хозяйство. Теория и этика экономического порядка в России и Германии. С. 355—356.

5. Röpke W. Civitas Humana. Grundlagen der Gesellschaft und Wirtschaftsreform. Erlenbach7Zürich, 1946. S. 76.

6. Мюллер-Армак А. Принципы социального рыночного хозяйства // Социальное рыночное хозяйство. Теория и этика экономического порядка в России и Германии. С. 273.

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии