А.С.Д. в Google News - натисніть Підписатися

Сергей Филь: Луганчане свой выбор сделали: здесь - Украина!

Интервью с заместителем главы Луганской областной администрации Сергеем Филем

Сергей Филь: Луганчане свой выбор сделали: здесь - Украина!

- В связи с боевыми действиями к Луганской и Донецкой области приковано особое внимание - как со стороны украинцев, так и значительной части мировой общественности. Не тяготит ли это местную власть?

- Такое внимание – дополнительная ответственность для работников ЛОВЦА. В этих условиях работать одновременно трудно и интересно, ведь те задачи, которые мы решаем на Луганщине, отличаются от работы в «тыловых» областях Украины. Многое нам приходится делать впервые. Поэтому здесь не обойтись без ошибок, без поиска различных вариантов решений.

Мы все понимаем, что от успеха работы администраций Луганской и Донецкой областей в значительной степени будет зависеть будущее всей Украины. Более того, мы все понимаем, что Луганщина сегодня – не просто пограничье или прифронтовая область. Мы фактически оказались на границе двух цивилизаций, двух очень разных миров – европейского и евразийского. Это тоже дает существенный отпечаток на всю нашу работу.

- То есть в приоритете оказались вопросы информационной и гуманитарной политики?

- Да, это те проблемы, на которые при прошлых президентах принято было закрывать глаза. И мы видим, чем обернулась эта беспечность и безответственность. Долгие годы Луганщина была фактически отданы на откуп представителям Партии регионов, которые оставили после себя не только экономическую разруху, закрытые шахты и заводы, но и культурный вакуум, зону господствующего информационного влияния Москвы.

- Можно ли говорить сегодня, что влияние российской пропаганды на подконтрольной части Луганщины уже не играет той роли, что раньше? Сломлено ли влияние кремлевских СМИ на сознание жителей востока Украины?

- Большую роль в отрезвлении украинцев не зависимо от места их проживания сыграли события 2014 года, когда Россия аннексировала Крым и начала гибридную войну на Донбассе, создав здесь марионеточные псевдореспублики - «ЛНР» и «ДНР». Тысячи убитых российскими наемниками украинцев – это та боль, которая затронула каждый город и село в Украине, непосредственно коснулась миллионов наших сограждан. И больнее всего эту ситуацию переживают именно жители восточных областей.

- Тем не менее, часто можно услышать о пророссийских настроениях жителей Донбасса, причем не только на оккупированных, но и на подконтрольных территориях? Насколько эти настроения сегодня сильны?

- По большей части это просто признаки фантомных болей, которые остро переживают люди, долгое время жившие и в СССР, и в периоды, когда дружба с Россией воспринималась и преподносилась как само собой разумеющееся. Сегодня всем этим людям очень тяжело, не каждый способен осознать, что жестоко ошибался на предмет российско-украинской дружбы. Но выздоровление идет, пусть и через боль, через ломку ценностных ориентиров. В целом настроения людей сейчас очень сильно отличаются от 2014 года. Луганчане свой выбор сделали: здесь - Украина!

- Причины особенного расположения жителей Востока Украины к России еще и экономические. Очень многие наши сограждане привыкли ездить в Россию на заработки. Да и сейчас в Северодонецке и других городах можно найти массу объявлений об автобусных рейсах в Москву, другие города РФ. Как быть с этим экономическим узелком, до сих пор связывающим Луганщину с недружелюбной к нам Россией?

- Ситуация с трудовой миграцией в Россию – итог многолетнего хозяйствования «регионалов» в Донбассе. Луганская область сильно пострадала от клана Ефремова, который умел только разрушать, словно готовя область к сдаче. Так поступают все временщики, стремящиеся в короткие сроки выжать все соки с территории, а затем оставить ее кому-то вместе с грудой проблем. Да, наши «заробитчане» тысячами едут в РФ и сегодня. Но фактические масштабы миграции трудовых ресурсов в Россию снизились. Сегодня уже многие предпочитают Польшу, где можно и заработать больше, и отношение к украинцам получше. А много объявлений об автобусах в РФ – признак того, что мы все-таки демократическое государство. И не смотря на все сложности отношений с имперской Москвой, украинская власть не закрывает простым украинцам возможность ездить в Россию. Кроме того, раньше из Луганска в Россию ходили поезда. Сегодня же весь пассажиропоток, ориентированный на Россию, пересел на колеса бусов. Поэтому, глядя на рекламу автобусных рейсов, может складываться ощущение, что ездить в Россию стали больше. На самом же деле нет.

- Мы вплотную подошли к больному вопросу – экономические перспективы Луганщины. Настанет ли время, когда нашим согражданам не нужно будет отправляться на Восток, или Запад, чтобы обеспечить себе нормальную жизнь? Что-то делается для того, чтобы становилось больше рабочих мест в Луганской области?

- Государство должно как можно меньше заниматься ручным управлением экономики, а больше думать о создании условий, в которых бы бизнес работал эффективно. А уже бизнес будет создавать новые предприятия и рабочие места, повышать зарплаты. Это повлечет в свою очередь увеличение отчислений в бюджет, станут богаче местные громады. Решению таких задач служит децентрализация власти, реформа местного самоуправления.

Сергей Филь: Луганчане свой выбор сделали: здесь - Украина!

- Есть на Луганщине уже позитивные результаты этой реформы?

- Для меня это одна из приоритетных сфер работы в ЛОВЦА. На данный момент создано уже десять объединенных территориальных громад и еще пять в процессе организации. Децентрализация дает мощный толчок для развития сельских территорий. Фактически, жители сел становятся хозяевами на своей земле, местная власть получает большие полномочия по формированию и распределению бюджетов. И если раньше принято было кивать на Киев или на область, то теперь возрастает роль глав и депутатов объединенных громад. На местах теперь больше власти, но и больше ответственности.

- Реформа, полезная для жителей сельских районов. А что с экономикой и перспективами городов? Все-таки большая часть индустриального потенциала Луганской области оказалась на неподконтрольных территориях. А значит, существенно обеднел и областной бюджет.

- Без инвестиций на экономический рост надеяться не приходится. А инвестиционный климат зависит от многих факторов. Во-первых, от того, насколько власть готова создавать условия для бизнеса, выступать для него партнером. Во-вторых, известная поговорка «деньги любят тишину» ставит наш регион в заведомо невыгодные условия. Проходящий рядом фронт, фактически непрекращающиеся боевые действия, удаленность от большинства рынков – все это не играет на руку долгосрочным инвестициям, которые требует индустрия. Но мы кое-что делаем в этом направлении. То, что в наших силах. Так, буквально месяц назад возобновил работу Лисичанский стекольный завод в статусе госпредприятия. Каждый год мы увеличиваем выделяемые средства на развитие инфраструктуры. Ведь цивилизация – это, прежде всего, дороги, коммуникации. Без нормальных дорог не будет ни инвестиций, ни развития уже имеющихся предприятий и аграрных хозяйств. В 2017 году на ремонт дорог область выделила 265 млн. грн., в плане этого года восстановление важных транспортных артерий Старобельск – Новоайдар – Счастье и Чугуев – Меловое.

- Каковы же наши экономические перспективы? Сельское хозяйство, традиционное для слобожанских районов, не требует больших человеческих ресурсов. Так и придется избыточному населению Луганщины ездить на заработки в Россию и Польшу?

- Индустриальный потенциал, созданный в Донбассе при СССР и до революции, фактически себя давно исчерпал. Это проблема не только наша - деиндустриализацию переживали и Британия, и США, и другие развитые страны. И если мы не хотим вечно плестись в хвосте цивилизации, то нужно смотреть на несколько шагов вперед. Да, уголь Донбасса долгие годы был важен для страны. Но не зря все стараются переходить на более экологичный и проще транспортируемый газ. Та же история и с промышленностью. Теперь почти все проще купить в Китае, чем строить новые предприятия, закупать дорогостояще оборудование, обучать кадры. Даже не смотря на низкую стоимость трудовых ресурсов в Украине. Поэтому необходимо развивать те направления экономики, которые будут актуальны завтра и послезавтра - индустрию IT, зеленую энергетику. У Луганщины хорошие перспективы по производству газа из биотоплива, созданию ветровых и солнечных электростанций.

- Кажется, это все требует тоже очень больших капиталовложений.

- Если вспомнить историю, то первые предприятия Донбасса создавали бельгийцы, французы, англичане. Сегодня у нас тоже большие надежды на помощь Европы. Нужно сказать, что без европейской помощи, которая уже оказывается, нам бы пришлось очень туго. Это не только Луганщины касается. Европа, не смотря на все наши проблемы, инерцию, пробуксовку реформ, в нас все-таки верит. И многое делает для того, чтобы Украина состоялась как европейская страна. Мы очень активно работаем с агентством ПРООН (Программа развития ООН), с Европейским инвестиционным банком. Некоторые наши программы осуществляются при поддержке правительств Швеции и Швейцарии. Основные направления работы с международными партнерам касаются реформирования ЖКХ, развития инфраструктуры, кибербезопасности, а также институтов гражданского общества.

- А ощущает ли областная администрация поддержку своей работы со стороны гражданских активистов?

- Институты гражданского общества полезны не только как помощники, но и как критики действий власти. Мы не боимся критики, потому что это необходимое условие демократического развития. Сегодня критикуют нас, завтра, быть может, будем критиковать мы. Это нормально.

- За что больше всего критикуют?

- Большая часть критики касается сфер, которые не входят в компетенцию ЛОВЦА. Например, спорный вопрос о судьбе Ледового дворца в Северодонецке, находящегося в коммунальной собственности. Это вопрос компетенция горсовета. Хотя областная администрация, если на то будет воля городской власти, примет участие в решении проблем Ледового дворца. Плохая работа коммунальных служб, нагромождение мусора – так мы сами критикуем за это мэрию Северодонецка. Демократия дает достаточно свободы институтам власти, поэтому важно разграничивать сферы их компетенции, а не заниматься волюнтаризмом.

0 коментарів

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии