В аспирантуру в 40 лет: развеиваем мифы и опасения


В Соединенных Штатах и странах Западной Европы студенты в возрасте 35+ или даже 50+ не редкость. Там не существует каких-либо стереотипов, что идти учиться после определенного возраста поздно или же среди молодежи весьма взрослым людям делать нечего. В Украине по заверениям руководителей магистерских программ, доля учащихся в возрасте более 35 лет довольно все еще мала, но ситуация постепенно меняется.

Касается это не только окончания вуза, но и научной работы — поступления в аспирантуру с целью последующего получения звания кандидата наук. Если раньше аспирантами украинских ВУЗов в 90% случаев становились недавние выпускники в возрасте 21-24 лет, то сегодня «заниматься наукой» идут и опытные специалисты с определенными регалиями и статусом в своей сфере деятельности, как, к примеру, 41-летний Денис Чехунов — начальник управления Главной военной прокуратуры.

Поступить может практически каждый


Сегодня стать аспирантом может любой выпускник высшего учебного заведения с квалификационным уровнем магистра или специалиста (бакалаврам дополнительно нужно подучиться). Раньше в некоторых ВУЗах существовали ограничения по максимальному возрасту: до 35 лет для очного и до 45 лет — для заочного обучения. Сегодня университетов, которые придерживаются подобных возрастных «порогов», практически не осталось. К тому же если интересующий вас ВУЗ учитывает дату рождения, все равно остается беспроигрышная альтернатива — соискательство.

В аспирантуру в 40 лет: развеиваем мифы и опасения

Для поступления на заочное и очное обучение в аспирантуру необходимо сдать экзамены по английскому, философии, а также двум специальным предметам, связанным с направлением университета и конкретной кафедрой. Дополнительно осуществляется защита реферата по теме. Обучение может быть бесплатным (если имеются бюджетные места) или платным (на контрактной основе). В случае с соискательством за аспирантуру, как правило, обязательно приходится платить, но в то же время не нужно сдавать экзамены для поступления и ходить на аспирантские занятия, а на подготовку и защиту кандидатской диссертации дается больше времени (5 лет, вместо 4-х у заочников и 3-х у очников).

Зачем идти учиться в аспирантуру взрослым?


В США и Западной Европе молодежь часто после школы идет работать, не спеша принимать решение о том, кем стать. А затем, получив определенный опыт и «набив шишки» в уже более сознательном возрасте приступает к получению высшего образования и/или научной степени с четким пониманием своих желаний и целей. В нашей стране ситуация, как правило, иная. Сразу после школы подростки поступают в ВУЗ, а затем идут работать по специальности или нет. В связи с чем возникает желание уже взрослых людей и опытных специалистов идти в аспирантуру или же сперва стать магистром?

Основные мотивы таковы:

  • дальнейшее продвижение по карьерной лестнице требует получения кандидатской степени;

  • интерес к нынешней профессии иссяк и хочется сменить сферу деятельности;

  • возникает желание серьезно заниматься педагогической деятельностью, начать карьеру в данном направлении;

  • есть планы стать ученым.

Основные опасения и мифы взрослых людей, задумывающихся о магистратуре или аспирантуре


Перечень мотивов, чтобы добыть первое или второе высшее образование, стать кандидатом, а затем, возможно, и доктором наук, даже вне зависимости от возрастных критериев довольно внушителен. Но люди даже в 35-40 лет, не говоря уже о более солидном возрасте, не всегда решаются на такой интересный, важный и порой судьбоносный шаг. Связано это с определенным набором опасений и мифов, а именно:

1. Страх резко выделяться на фоне “детворы”

Это объективное обстоятельство, но разница в возрасте не станет существенным фактором при обучении. Во-первых, важную роль играет не возраст, а ум, эрудированность и объем знаний. Во-вторых, при правильном выборе программы обучения или кафедры для учебы в аспирантуре, рядом будут ровесники или те, кто чуть младше вас. В-третьих, в большинстве случаев заметить разницу поколений будет попросту некогда, у аспиранта множество дел и задач при дефиците времени. К тому же работа с молодежью может стать и плюсом: источником новых идей и вдохновений, дополнительным энергетическим импульсом.

2. Сложности совмещения

Данный миф преувеличен, так как в большинстве случаев взрослые люди идут в аспирантуру на заочное обучение или в качестве соискателя. В данном случае успеть и на работе, и в аспирантуре вполне реально. Так, при выходе на финиш в написании диссертации можно взять отпуск, а если слишком много рабочих дел — объяснить научному руководителю или главе кафедры ситуацию, общаясь как два взрослых человека.

Конечно же, от совпадения экзаменов или прохождения важного семинара, который уже нельзя перенести, с авралом в офисе аспирант не застрахован, но подобные стрессовые ситуации помогут лучше управлять свободным временем, грамотнее расставлять приоритеты и станут отличной закалкой и опытом на будущее.

3. Научат ли меня чему-то преподаватели, которые младше меня?

Опять же, возраст не самое главное, ключевой аспект в аспирантуре — имеющиеся знания. Именно этим хороший преподаватель отличается от плохого. Единственный спорный момент в данном случае — обилие теоретических знаний, которым порой не находится применения на практике. Но более глубокое понимание теории, научный подход к проблеме, способность рассмотреть ее под разными углами — все это действительно полезно и практикующим специалистам.

А еще многие профессора и доктора наук не просто работают в ВУЗах, а представляют консалтинговые фирмы, являются успешными бизнесменами, которые продолжают работать преподавателями «для души». Уж они не только помогут с наукой, но и практические знания пополнят.

В аспирантуру в 40 лет: развеиваем мифы и опасения

Отметим, что многие взрослые люди уже развеяли для себя подобные опасения и мифы, поэтому смело идут в аспирантуру, если на это у них есть соответствующая мотивация. Показательный пример — Денис Чехунов, начальник управления Главной военной прокуратуры в украинской столице, а в недавнем прошлом межрайонный транспортный прокурор Харьковской области. Ему сейчас 41 год, что никак не помешало начать научную деятельность. Так, продолжая работу в Киеве, Чехунов поступил в аспирантуру на кафедре управления эксплуатационной работой Украинского государственного университета железнодорожного транспорта. Он пишет научные статьи: сам и в соавторстве с известными харьковскими учеными, что лишь подтверждает серьезность намерений.

Вместо выводов


Тенденция на «взросление» студентов и аспирантов в Украине, вероятно, продолжится. Кстати, и сами педагоги только рады этому. Они считают, что уже опытные и зрелые люди инвестируют свое время и средства в знания, зная им цену, имеют более высокую мотивацию, серьезнее подходят к обучению. Если 22-летний недавний студент часто выполняет волю родителей, то 40-летний профессионал четко понимает, зачем ему аспирантура.

2 комментария

Кристина 8 июля 2018 17:34
Я считаю, что учиться никогда не поздно. Это наоборот замечательно, когда человек хочет повысить уровень своих знаний. И полностью согласна с выводом, что в таком возрасте действительно к учебе подходят на много серьезнее.
Антон 8 июля 2018 21:38
На мой взгляд не должно быть ограничений по возрасту для обучения, тем более если человек сам этого хочет!
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии