Школьные канцтовары в 2019 и после станут главным «локомотивом» рынка


К 2019 году рынок отечественных канцелярских товаров подошел с заметным ростом вверх, а его дальнейшие перспективы связаны как с восстановлением бизнеса, так и увеличением рождаемости…

Школьные канцтовары в 2019 и после станут главным «локомотивом» рынка

Шоковые для канцелярского сегмента торговли и производства 2014-2015 годов до сих пор дают свои отголоски. Особенно учитывая, что и предыдущие годы были «благополучными» лишь относительно. Тем не менее, начиная с 2017 года в Украине действительно фиксируется рост продаж офисной и школьной канцелярии на 10-15% ежегодно.

Школьные канцтовары обещают рост, офисные выжидают


Что стало причиной упадка и с чем связаны оптимистичные прогнозы? Рынок канцелярских товаров Украины делится на два главных сегмента – школьный и офисный:

  • Школьные принадлежности всегда была одним из «драйверов» рынка канцелярии Украины. В отличие, от коммерческого офиса или госучреждения, сэкономить на таких аксессуарах как тетради, папки для тетрадей, ручки, дневники, контурные карты сэкономить более затруднительно. Проблема в том, что стало меньше самих школьников – так, только в 2016 году на Первый звонок в школы пришло почти на 21 000 первоклассников меньше, чем еще год назад (всего 394 000 первоклашек или на 5% меньше), а в 2017 году ситуация не на много выровнялась.


  • Однако, уже с прошлого года в Украине заметно выросла рождаемость – даже без учета оккупированного Крыма и части Донбасса в 2018 году страна пополнилась на 456500 новых граждан. И хотя в целом (по всем возрастным группам) украинцев стало еще меньше, очень скоро количество первоклассников и потребителей бумаги и карандашей в детсадах станет больше, что видно даже сравнительно с приведенными выше цифрами

  • В еще одном ключевом потребителе канцелярских товаров - коммерческом и государственном офисном секторе также произошли заметные потрясения – только в 2014-2015 годах было закрыто почти четверть отделений банков – 3525 банковских офисов в регионах. А во многих выживших компаниях статья расходов на бумагу, шариковые ручки и карандаши были вообще вычеркнуты из бюджета. Однако, подъем экономики, начавшийся в 2017, в частности рост ВВП на 3,4% дают поводы для оптимизма

Не все однозначно: канцелярия импортная и отечественная


Говоря о текущем состоянии канцелярского рынка Украины, то необходимо отметить два показателя:

  1. Объем всего рынка канцтоваров Украины к началу 2019 оценивается в весьма широком диапазоне 250-350 миллионов USD. Такой разброс, судя по всему, обусловлен наличием различных «серых» схем импорта, включая даже ручки, дыроколы, тетради, скоросшиватели и другую канцелярию

  2. Доля же самого импорта от всего отечественного рынка канцтоваров достигает 85%, причем, здесь не сработало импортозамещение как это произошло во многих секторах экономики – когда за счет падения курса гривны и удорожания импорта, производители из Украины вытесняют с прилавков зарубежные товары. Что же до канцелярии, даже низкий курс UAH не позволяет конкурировать с продукцией из КНР


Впрочем, в Украине существуют и другие способы защиты отечественного производителя. Все зависит от маржинальности (грубо говоря - доходности) производства той или иной части рынка канцтоваров. Например, изготовление школьных тетрадей и другой полиграфии – это высокорентабельный бизнес, поэтому производители Украины смогли пролоббировать в Кабмине заградительные пошлины против иностранцев – в итоге почти 95% всей продаж на отечественном рынке в данном сегменте, это «Made in Ukraine». А вот низкорентабельные фабриканты шариковых ручек не смогли убедить депутатов и чиновников – как результат почти все пишущие средства в стране или из Китая, или других стран ЮВА. При том, что в Украине ежегодно продается около 170 миллионов шариковых ручек

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии