Сладкая экспансия: что мешает украинскому меду в Европе?


К 2019 отечественные пчеловоды стали заметной силой на мировых рынках, не поколебал их позиции и не самый удачный предыдущий год, а вот состояние внутреннего спроса на их замечательный продукт пока оставляет желать лучшего…

Сладкая экспансия: что мешает украинскому меду в Европе?

Действительно, минувший год оказался для украинских пчеловодов не таким впечатляющим по экспортным достижениям, как год 2017 – падение поставок за рубеж сократилось на 32,4 %. При этом, однако, скептики предпочитают не упоминать что достигнутый тогда результат является рекордным для экспортеров меда из Украины за все последние годы, а из года в год повторять рекорды – это труднодостижимо и в целом наша «сладкая» отрасль развивается, а вслед за нею и рынок всего необходимого для пчеловодства – от пыльцесборников, рамок, воскотопок, медогонок или дымарей до удобных ульев, что и видно из каталога https://uleyshop.com/uli.html, где есть все для организации пасеки.

Однако, прежде чем говорить о цифрах достижений пчеловодов Украины, стоит упомянуть и о проблемах, основных из которых три:

  1. первая объективная и мало зависящая от игроков отрасли – беспошлинные квоты на украинский мед, устанавливаемые Евросоюзом (одним из главных потребителей). Как правило, они исчерпываются уже в начале января. На сегодня объем таких квот составляет всего лишь 5 тыс. тонн, а к 2021 дойдет до размера в 6 тыс. тонн. Отметим, что 5000 тонн – это всего лишь 10% от всех поставок в страны ЕС. Кроме того, в текущем году заканчивается дополнительная трехлетняя квота на еще 2500 тонн

  2. неразвитость внутреннего рынка. Тот факт, что около 70% меда «Made in Ukraine» идет на экспорт – это не только достижение, но и провал в дистрибьюции, ценовой политике, рекламе и т.д. в самой Украине, при том, что отечественный мед не только качественный, но и дешевый сравнительно с любой соседней страной

  3. в отрасли пчеловодства складывается ситуация схожая с той, что сложилась с производством молока, когда фермерам просто не выгодно сдавать его по цене, установленной молоко-заводчиками. Так, уже в 2019 среди пчеловодов вызвало возмущение то, что экспортеры согласовали цены с оптовыми покупателями в Евросоюзе без консультаций с самим пасечниками, часть которых вообще отказалась сдавать мед по навязываемой ним цене. Что и стало одной из причин падения экспорта в 2018 почти ровно на треть


Тем не менее, как уже отмечалось, Украина достаточно уверенно занимает свое место на глобальном рынке меда и вполне способна потеснить на нем конкурентов. Что и подтверждают цифры:

  • в Украине производится около 80 000 тонн меда по оценке самих производителей. Впрочем, Офис вице-премьера по вопросам европейской и евроатлантической интеграции заявил в 2018 про объем в 100 тысяч тонн

  • Украинский мед занимает долю на мировом рынке в 6%, что совсем не мало

  • «Пчелиное население» в Украине насчитывает 400 тысяч пчеловодов и 4 миллиона пчелиных семей

  • главный покупатель отечественного меда – это США, а в Топ-3 вслед за американцами входят 35 стран на разных континентах

Таким образом, ниша занятая в мире украинским пчеловодством достаточно широкая, однако дальнейшему развитию будет способствовать грамотная ценовая политика (как на внешних рынках, так и во взаимоотношениях между экспортерами и пасечниками), а также продолжение внедрение передовых технологий и инструментов: например, переход на многокорпусные ульи вместо ульев-лежанок и другое современное оборудование.

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии