DataLife Engine > Исторический опыт, Новости > В Польше реабилитировали военного преступника, виновного в геноциде и «Хатыни» 1946 года

В Польше реабилитировали военного преступника, виновного в геноциде и «Хатыни» 1946 года

Институт национальной памяти Польши оправдал Ромуальда Райса (по кличке Бурый), который во главе своего отряда сжег пять белорусских деревень и уничтожил в огне 79 православных жителей. Поляки сжигали людей по примеру нацистов в Хатыни

В Польше реабилитировали военного преступника, виновного в геноциде и «Хатыни» 1946 года


Райс известен тем, что в годы Второй мировой войны был бойцом чтимой сегодня в Польше Армии Крайовой. После окончания войны и установления ПНР, «Бурый» ушел в антикоммунистическое подполье. Прославился он, однако, не борьбой с коммунистами, а истреблением православного населения восточной Польши.

В январе-феврале 1946 отряд под его командованием провел рейд, в ходе которого полностью сжег пять деревень, населенных православными белорусами. 79 человек, включая маленьких детей и женщин было убито. Уничтожены были деревни на территории Беларуси: Залешаны и Волька-Выгоновская , Зани и Шпаки, также в документах называется деревня Концовизна.

Как рассказывали выжившие очевидцы, расправа проходила со всеми признаками именно геноцида по религиозному признаку:

Например, в Залешанах жителей согнали в одно здание и подожгли. Люди сумели вырваться из здания (польские историки говорят, что солдаты стреляли поверх голов, очевидцы утверждают об обратном). Но тогда Бурый сжег всю деревню, и многие погибли в огне или во время попытки бегства. 30 января возле деревни Старые Пухалы были убиты местные ямщики, причем, возможно, некоторые из них с особой жестокостью убиты обухами топоров (причем тех, кто умел креститься по-католически и читать по-польски «Отче наш», отпустили).

Из других воспоминаний, подтверждающих убийства по национальному и религиозному принципу:

Деревня Зани была атакована тремя группами банды: «Голуби», «Щеглы», «Лядунка. Дома белорусов были подожжены, а дома поляков сохранены. Бандиты расстреливали людей, выбегающих из горящих зданий.

«Вечером 2 февраля 1946 г. бригада вошла в деревню Зани. Поселение было окружено с 2-х сторон и подожжены жилые дома. При поджоге домов солдаты обходили хаты католических семей, а также соседние с ними. Жителей, которые выбегали на двор, загоняли назад в хату или расстреливали. Некоторых жителей перед расстрелом спрашивали национальность и вероисповедание».

В деревне Шпаки поджоги домов и стрельба по жителям начались одновременно. В одном из домов была изнасилована девушка, другая, сопротивлявшаяся, была смертельно ранена

Воспоминания выжившего свидетеля из деревни Залешаны:

Бандиты закрыли входную дверь, а затем подожгли здание. Запертые в доме жители сделали успешную попытку вырваться из горящего здания через заднюю дверь и окна. Бандиты, окружившие место, начали стрелять.

В то же время другие члены банды подожгли другие здания как в деревне Залешаны, так и в соседнем селе Волька Выгановская, являвшемся родиной священника, внесшего большой вклад в возрождение белорусской культуры, Михаила Бобровского.

Большинство жертв появилось из-за поджога членами банды других домов. В частности был подожжен дом семьи Ничипорук с двумя детьми. Все члены семьи были убиты. Банда Бурого уничтожила в общей сложности 16 человек, которые сгорели в домах, скончались от пулевых ранений или умерли позднее в результате ран.

Среди детей были: Сергей Левончук (1 год), Надежда Левончук (две недели), Михаил Ничипорук (возраст 16 лет), и женщина по фамилии Ничипорук сгорела с еще неродившимся плодом, чья голова выступала из живота сгоревшей матери.

В 1948 году Райс наконец-то был пойман властями и по решению суда через год был повешен.

Попытки реабилитации террориста осуществлялись еще сразу после падения социалистического строя. Так в 1995 году в демократической Польше было проведено расследование деятельности Райса. В итоге, следователи Института национальной памяти Польши вынесли решение, что действия «Бурого» «имели признаки геноцида». То есть преследования по национальному и религиозному признаку.

Теперь же в 2019 году был сделан акцент на том, что бандит боролся не против православных, а с тем, что: «акция носила политический характер и была связана с активной поддержкой местным населением коммунистического режима». В частности, как аргументировали адвокат Гжегож Висовский и местный историк Казимеж Краевский:

«Мы считаем, что Бурый не действовал с намерением уничтожить (полностью или частично) белорусскую общину или православную общину, проживающую в Польше в ее нынешних границах. (…). Вина Бурого состоит в том, что он создал ситуацию, с которой не мог справиться и в результате которой, независимо от его намерений, люди, которые ни при каких обстоятельствах не должны были пострадать, были убиты».

Польские националисты с транспарантом «Честь и хвала» в память о Буром
В Польше реабилитировали военного преступника, виновного в геноциде и «Хатыни» 1946 года



Вернуться назад