Онлайн и оффлайн ритейл в условиях пандемии


Вспыхнувший коронавирус сначала парализовал китайскую экономику, а сейчас, по всей видимости, приведет к общемировому экономическую кризису. Рецессия может оказаться даже более значительной, чем в 2008-2009 годах. Вспышка эпидемии уже остановила многие виды деятельности в Украине и мире. Бесперебойно работать кроме медицинской сферы и IT продолжает лишь розничная продуктовая торговля. Она вроде бы не испытывает дефицита поставок, демонстрирует рост спроса на онлайн-сервисы и требует от оффлайн-сегмента ответных действий.

Продуктов питания меньше не станет


Сейчас Украина закрыла границу, зеркальные меры предприняли многие страны Европы. Но поставок продовольственных товаров эти ограничения не отменяют. Да, объемы экспорта и импорта сократились, но не остановлены, поэтому говорить о дефиците не стоит. К тому же не будем забывать о таком понятии как складские запасы, которые у продуктового ритейла, в особенности крупных даже по региональным меркам сетей, традиционно значительны. Поэтому какие-либо сложности с импортируемыми продуктами питания из Западной Европы если и возникнут, то явно на не столь коротком для стратегической работы временном отрезки, как 3-4 недели.

Онлайн и оффлайн ритейл в условиях пандемии

В аспекте дефицита более актуальным является вопрос поставок из Китая. В Поднебесной карантин длился достаточно долго, а в очаге коронавируса — городе Ухань — еще не завершен. Китай же по результатам 2019 года стал главным торговым партнером нашей страны, ведь на импорт из КНР пришлось, по официальным данным, 9.2 млрд. долларов (это более 15% от общего импортного оборота). Для сравнения из соседней Польши Украина закупала товаров на 4.1 млрд. у.е.

Во время вспышки эпидемии в Китае многие заводы приостановили свою работу и только сейчас запускаются снова. Может ли это отразиться на продуктовых ритейлерах в Украине?

Сразу оговоримся, что представители бизнеса неохотно комментируют тему влияния коронавируса на их деятельность. Но некоторые сведения нам все же стали известны. Так, в первом квартале 2020 года украинские ритейлеры не ощутили остановки китайских заводов, так как их продукция заказывается заранее.

А вот уже в ближайшее время определенные изменения возможны. Правда, как отмечают представители крупной харьковской сети супермаркетов «КЛАСС», в их ассортименте доля производимых в Китае товаров достаточно мала: не более 5-6%. В связи с этим существенного влияния на формирование ассортимента эта продукция не окажет. К тому же если проблемы с поставками из КНР все же возникнут в ближайший месяц-два, то прорабатываются альтернативные сценарии пополнения ассортиментного перечня украинскими аналогами или импортом из других страна.

Успокаивает и то, что в плане продовольствия и продуктов питания Украина относительно независима от других стран мира. Так, условно говоря мука и большинство круп, мясо, яйца, курица и многие сезонные овощи и фрукты точно не пропадут с украинских прилавков.

В этом смысле, уверяют в пресс-службе «КЛАССа», супермаркеты и продуктовые магазины лучше защищены от срыва импортных поставок, чем к примеру, продавцы одежды и обуви, различной бытовой техники и электроники. У них доля китайской продукции порой достигает 50 или даже 70%. Но пока представители и этого сегмента ритейлера не жалуются на объемы поставок и дефицит.

Онлайн-покупки растут в мире и Украине


Пандемия коронавируса COVID-19 способна внести изменения в рынок ритейла. Она уже сказалась на настроениях потребителей в мире. Так, в странах Западной Европы, страдающих от вируса, рост онлайн-покупок действительно внушителен: В Италии и Франции он превышает 80%, в Испании — стремится к 70%, в Австрии — почти 50%. Правда, продуктов питания это все еще касается в меньшей мере, наибольшим спросом среди онлайн-покупателей пользуются такие категории, как электроника, одежда, предметы детской гигиены, косметика. Еду в интернете тоже покупают больше, но это характерно прежде всего для развитых рынков, то есть той же Западной Европы, Соединенных Штатов, Южной Кореи и Японии.

Онлайн и оффлайн ритейл в условиях пандемии

Отражается мировая тенденция и на Украине. По опросам, около 40% украинцев в крупных городах заявили, что опыт онлайн доставки еды у них есть. После объявления карантина чаще пользоваться подобной услугой стали 9% респондентов. Логично, что из-за прекращения работы кафе и ресторанов, украинцам придется чаще питаться дома, а значит и общий спрос на продукты питания станет выше, да и паника вносит свои коррективы.

Онлайн-игрокам важно правильно воспользоваться ситуацией. Ведь коронавирус рано или поздно будет побежден, а значит следом за ростом спроса может начаться спад. Ритейлерам тут нужно не просто оптимизировать внутренние бизнес-процессы и увеличивать число персонала, а учитывать интересны новой онлайн-аудитории, в том числе немолодых людей, а их, к примеру, в Китае стало больше на 240%.

В тренде прямо сейчас разработка приложений для удобного выбора продуктов питания, составления списков, использования технологий виртуальной и дополненной реальности. Кстати, онлайн-магазинам тоже надо страховать себя от срыва импортных поставок, налаживать связи с локальными производителями и т.д.

Супермаркеты с доставкой на дом или другие подходы


В условиях карантинных мер среди традиционных оффлайн-ритейлеров в выигрыше должны были оказаться те, кто предлагает услугу адресной доставки. Но в связи с резко увеличившимся в последнее время спросом, трафик специализированных сайтов серьезно вырос, сроки доставки растянулись, и многие клиенты, которые не готовы ждать больше суток-двух, отказались от подобной идеи вовсе. Так, сегодня заказать продукты питания можно почти в любом онлайн-сервисе, но ждать порой надо 2-3 дня.

Сейчас эти представители продуктовой розничной торговли занимаются оптимизацией процессов реализации услуги доставки. Одновременно им нужно придерживаться важных противоэпидемических мер в самим магазинах. И тут критически важно, чтобы одно не шло во вред другому. Условно говоря, пока сеть «КЛАСС», которая услугу доставки не предлагает, способна во всех супермаркетах своевременно выполнить санитарную обработку, обеспечить замер температуры сотрудников, дать им маски, конкуренты тоже должны выполнять все это, а не только работать на снижение задержек по реализации онлайн-заказов.

В качестве альтернативы онлайн-заказу еды через специализированные онлайн-площадки выступает заказ в сервисах доставки. Если раньше в них брали еду из кафе и ресторанов, то сейчас тут активно растет спрос на такие категории, как «Супермаркет» и «Аптеки».

В целом, перед продуктовыми ритейлерами карантин и эпидемия не поставят нерешаемых задач. Супермаркеты и магазины с продуктами питания и товарами первой необходимости будут работать даже при ужесточении противоэпидемических мер. Но уже сейчас эксперты в разных странах мира все громче говорят о надвигающемся экономическом кризисе. А вот он уже после коронавируса способен ударить по всем без исключения. Плюс, чтобы не потерять часть клиентов, которые опробовали онлайн-услуги и продолжат пользоваться ими после карантина, традиционному бизнесу уже надо предпринять встречные шаги.

Кризис для оффлайн-бизнеса, вызванный пандемией, может стать и отправной точкой для роста и внедрения новых технологий, включая и онлайн-услуги. К таковым можно отнести не только доставку, но и развитие сервисов подписки, которые способствуют росту лояльности.

29 комментариев

Александр 18 мая 2020 08:10
Это круто, что "КЛАСС" идёт в ногу со всем цивилизованным миров и предлагает услуги по доставке продуктов в условиях карантина. Я уже сам пользовался и родителям помог разобраться в том, как заказывать. Это на самом деле удобно выбирать продукты и за небольшую плату получать их. За границей и без карантинных мер была распространена такая практика. Так что, надеюсь, и у нас подобные услуги будут пользоваться у людей спросом и развиваться при этом.
Артем 25 мая 2020 08:12
Я всегда был "за" онлайн заказы продуктов и готовой еды. Хочется сказать большое спасибо руководству Класса за внедрение возможности онлайн покупок. Жаль, что такие решения применяются в условиях пандемии, тяжелого для всех периода. Из-за этого могут возникать задержки по доставке. Ведь желающих я уверен много. Но будем надеяться, что Класс как всегда будет на высоте!
Нина 27 мая 2020 13:33
Я целиком и полностью поддерживаю инициативу своего любимого супермаркета! Ведь не у всех бабушек и дедушек в городе есть родственники, которые могут о них позаботиться. А так, если ты живёшь в другом городе, но беспокоишься о своих, к примеру, родителях, можно например дистанционно заказать доставку своим родителям и оформить покупку, а курьерская служба уже сделает всё остальное.
Анна 30 мая 2020 17:25
В некоторой степени карантин и кризис способствовали началу и развитию онлайн торговли на Украине. Если в других странах это уже активно использовалось, то в нашей стране люди заказывали еду, а уж тем более продукты онлайн не охотно. Да и сервисов подобных было единицы. Сейчас люди поймут, что это удобно и в нашей стране тоже начнет развиваться это направление. Класс молодцы, быстро подхватили идею. Надеюсь эта услуга не будет временным явлением, а закрепится надолго.
Олег 9 июня 2020 17:48
Класс и до карантина был лучшим супермаркетом у нас по городу, а когда ввели ограничения и Класс дал возможность мне, как покупателю, заказывать товары с доставкой на дом, то я понял, что данное заведение внимательно относится к потребностям клиентов и делает все чтобы ему было комфортно сотрудничать. Я вот неоднократно пользовался услугами доставки продуктов на дом и курьеры всегда привозили заказы быстро, и были в масках, и перчатках.
Сергей 9 июня 2020 22:50
Возможность делать покупки не выходя из дома, это же круто! Лично сам воспользовался этим нововведением от Класс и порекомендовал своей бабушке. Ей такой способ совершения покупок пришелся по вкусу. Не придется самой ходить в массовое скопление людей и носить тяжелые сумки. Я в восторге от этих хороших новостей.
Ангелина 17 июня 2020 13:53
Я много лет делаю покупки в Класс. Это самый удобный по расположению супермаркет. И здесь мне нравится ассортимент. Чаще всего покупаю молочные продукты, крупы, хлеб и овощи. Скидки здесь не редкость. Недавно подруга рассказала о возможности делать покупки онлайн. Я с удовольствием воспользуюсь этим в будущем. Такие новшества считаю правильным решением.
Виктория 25 июня 2020 21:19
Я рада, что супермаркет Класс даже в условиях пандемии радовал нас разнообразием продуктов. Не было дефицита и ажиотажа. Каждый мог спокойно и безопасно купить всё, что ему нужно. Я еще раз убедилась в том, что эта сеть продуктовых магазинов №1 в нашем городе. А то, что появилась возможность покупать онлайн это вообще здорово! Попробую сделать свой первый заказ.

Я переживал о том, что в условиях пандемии полки магазинов будут пустовать. Но Класс нас не оставил голодными. Любые товары были в изобилии. Хочешь лично приходи, хочешь заказывай продукты онлайн. Это их новая фишка. Я онлайн еще не покупал, но обязательно попробую. Это хороший способ сэкономить свое время. Подобные новшества я приветствую.

Я переживал о том, что в условиях пандемии полки магазинов будут пустовать. Но Класс нас не оставил голодными. Любые товары были в изобилии. Хочешь лично приходи, хочешь заказывай продукты онлайн. Это их новая фишка. Я онлайн еще не покупал, но обязательно попробую. Это хороший способ сэкономить свое время. Подобные новшества я приветствую.
Евгений 25 июня 2020 23:07
В условиях пандемии сеть Класс показала нам высочайший уровень сервиса и защиты. Я делал покупки только здесь и мне было абсолютно безопасно. Все было сделано для людей. Дистанция, обработка...я доволен этой сетью. Слышал еще можно делать онлайн заказ. Но я еще не пробовал. Надо попробовать заказать продукты через интернет.
Эля 30 июня 2020 19:52
Для меня самое главное, чтобы не было недостатка в тех продуктах питания, к которым привыкли. Мы не шикуем, но питаемся правильно, мясо, рыба, молочные продукты. Теперь в условиях пандемии конечно проще заказывать доставку продуктов домой и хорошо что любимый Класс взялся за такое дело одним из первых. Я спокойно могу заказать еду для родителей, а им даже выходить не нужно будет.
Алексей 3 июля 2020 18:20
Класс быстро смог среагировать на новые условия пандемии, я тоже несколько раз заказывал доставку продуктов, все делают быстро. Видно, что на потребности клиентов здесь четко реагируют.
Илья 5 июля 2020 11:20
Когда на карантине кругом пустели улицы и на улицу реально было жутковато лишний раз выйти, чтобы не заразиться, наша семья только онлайн заказами и доставкой из супермаркета Класс спасалась. Менеджмент Класс реально молодцы - смогли не уронить уровень торговли, но и о безопасности людей позаботились. Делами заботились, как настоящие профессионалы!
Герман 10 июля 2020 20:53
Вот уж кто, а именно Класс зарекомендовал себя как надёжный магазин с удобнейшей функцией заказа продуктов в онлайне. И цены они не повышали на тот же имбирь, как это было в других торговых сетях. Так что карантин был своеобразной лакмусовой бумажкой - кто из торговых сетей хотел лишнюю тысячу гривен заработать, а кто о людях думал. При этом Класс ещё и о безопасности покупателей думал.
Пётр 14 июля 2020 23:30
Вот чем мне откровенно нравится супермаркет Класс, так это способностью мгновенно реагировать на все изменения в обществе, в том числе и на коронавирус. Сразу же появляется сервис заказа продуктов в онлайн с доставкой на дом. Я заказал на пробу продуктов, а когда мне их довольно оперативно доставили, то только в Класс продукты во время карантина и заказывал. Отлично сработали!
Мария 16 июля 2020 09:55
Супермаркет "Класс" я теперь не только предпочию среди всех других супермаркетов, я ещё и всем знакомым рассказываю, что продукты заказывать нужно только здесь. И хорошо, что можно заказывать в онлайне, сидя на кухне с чашечкой кофе, на карантине. Только этим и спасалась, чтобы из дома не выходить. Процедура простая, корзину наполнила, оплатила и сижу жду доставку. Привозят быстро, всё аккуратно и курьер всегда приветливый. Умеет "Класс" работать.
Борис 16 июля 2020 10:17
Возможностью заказывать продукты с доставкой на дом, с подъёмом в квартиру, я стал только на пандемии пользоваться, чтобы ни себя, ни семью лишний раз под опасность не подставлять. Удобная функция, карантин скоро снимут, а я по прежнему в Класс буду так покупать. Отработано у них там всё до автоматизма, привозят точно всё, что заказал, никогда ничего не путают. Молодцы!
Карина 16 июля 2020 12:53
Это хорошо, что торговые сети мгновенно реагируют на изменившиеся обстоятельства . Мы тоже заказывали в Классе доставку продуктов на дом, сервис отличный, быстро, все привезли, что заказывали.
Антон 21 июля 2020 17:35
Мне кажется для ритейла во время пандемии проблем не было. Люди все равно едят, им нужны продукты. Конечно сократилась потребность в персонале на местах, так как людей стало меньше приходить, но рост онлайн заявок говорит о том, что люди все еще нуждаются в продуктах)))
Кристина 24 июля 2020 22:41
Если бы не карантин и психоз на улице, особенно в начале, то я про заказ продуктов на дом ещё долго бы не задумывалась. Продукты покупала в Класс, там же и доставку на дом стала заказывать, настолько просто и удобно было это делать. А когда привезли мой первый заказ, то у меня прямо настроение поднялось и я поняла, что Класс нас, своих покупателей, в беде не бросит!
Юлианна 24 июля 2020 22:45
Мы практически все продукты для своей семьи с мужем покупаем в данном супермаркете "Класс" и нас все абсолютно устраивает. А в последнее время, во время пандемии, так вообще стали все необходимое заказывать онлайн, так сказать, не выходя из дома, что очень удобно. Заказ курьером привозят прям на дом и реально быстро. Все очень аккуратно упакованное. В общем, однозначно отличный сервис. Теперь и родителям своим я буду все так заказывать.
Ипполит 5 августа 2020 23:22
Для меня только карантин раскрыл глаза на возможность полноценного заказа с доставкой продуктов на дом в онлайне. Оценил сразу! А поскольку продуктами обычно запасался в Класс, то их доставку в онлайне и освоил, сложного ничего в этом не было, функционал был сделан отлично - всё быстро, понятно, пару минут и жди доставку. И привозили, кстати, быстро. Класс это дело правильно поставил.
Валерия 6 августа 2020 23:12
Коронавирус ударил не только по супермаркетам, но и по экономике страны в целом. Но супермаркеты Класс показали уверенную политику. Никаких дефицитов не было, хотя люди очень много закупали продуктов. На прилавках можно было увидеть все продукты как и до пандемии. И цены были отличные. Важно, что они ввели онлайн заказы. До сих пор заказываю продукты по интернету.
Вика 7 августа 2020 13:09
Ритейл быстро отреагировал на изменения, видно на спермаркете Класс, оперативно организовали доставку на дом. И я думаю, что если у них прибыль и упадет, то незначительно, люди все равно хотят есть. Просто не будут дорогие продукты покупать.
Рита 9 августа 2020 15:21
Когда началась пандемия, был страх, что начнется не только экономический кризис, но и продовольственный. Я волновалась о том, что не смогу выйти за продуктами. А если и смогу, то вдруг не будет продуктов на прилавках. Но Классы работали в штатном режиме для нас. Продукция вся была. А для тех, кто боялся или не мог выйти, запустили онлайн покупки. Хоть перечень продуктов был не настолько широк, но все же!
Данил К. 12 августа 2020 00:15
Пандемия, в свою очередь, показала нам всем насколько супермаркеты могут адаптироваться в сложных условиях. Сеть магазинов Класс справились с завозом необходимого количества товара на 5. Полки пустыми не были, всегда можно было найти нужный товар. Дистанция, маски, все присутствовало. А внедрение онлайн покупок это вообще прорыв. Молодцы!
Алексей 14 августа 2020 18:10
Не могу не похвалить сеть Класс за превосходную работу в условиях пандемии. Они не смотря на сложную обстановку работали, привозили товар, не только первой необходимости. Дефицита товаров мы не ощущали. Теперь я знаю одно, что с такими магазинами нам голод точно не грозит. На полках Класса даже в условиях пандемии можно было найти любые продукты и товары.
Наташа 14 августа 2020 18:18
В условиях пандемии работать было я уверена сложно. Ведь сама ситуация внештатная и какой поворот она возьмёт, не знал никто. Каждый день был словно на пороховой бочке. А вдруг продукты перестали бы завозить? Все переживали за это и за цены. Но в Классах продуктов было много и цены не завышали. За это сеть и уважаю. В другие магазины не хожу за продуктами.
Таня 15 августа 2020 17:35
Супермаркет Класс находится недалеко от моего дома, постоянно произвожу в нем покупки. Мне нравится ассортимент и постоянные акции. Акции проводились даже в условиях пандемии. Мне приятно, что они внедрили возможность совершать онлайн покупки. Теперь иногда я заказываю продукты через интернет. Для меня это лучшая сеть.
Олег 16 августа 2020 19:49
Сеть супермаркетов Класс хорошо поддержали народ в условиях пандемии. Я во всяком случае не заметил что бы сильно цены поднимались. И доставку продуктовых корзин организовали
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии