DataLife Engine > Экономика, Еда > Онлайн и оффлайн ритейл в условиях пандемии

Онлайн и оффлайн ритейл в условиях пандемии

Вспыхнувший коронавирус сначала парализовал китайскую экономику, а сейчас, по всей видимости, приведет к общемировому экономическую кризису. Рецессия может оказаться даже более значительной, чем в 2008-2009 годах. Вспышка эпидемии уже остановила многие виды деятельности в Украине и мире. Бесперебойно работать кроме медицинской сферы и IT продолжает лишь розничная продуктовая торговля. Она вроде бы не испытывает дефицита поставок, демонстрирует рост спроса на онлайн-сервисы и требует от оффлайн-сегмента ответных действий.

Продуктов питания меньше не станет
Сейчас Украина закрыла границу, зеркальные меры предприняли многие страны Европы. Но поставок продовольственных товаров эти ограничения не отменяют. Да, объемы экспорта и импорта сократились, но не остановлены, поэтому говорить о дефиците не стоит. К тому же не будем забывать о таком понятии как складские запасы, которые у продуктового ритейла, в особенности крупных даже по региональным меркам сетей, традиционно значительны. Поэтому какие-либо сложности с импортируемыми продуктами питания из Западной Европы если и возникнут, то явно на не столь коротком для стратегической работы временном отрезки, как 3-4 недели.

Онлайн и оффлайн ритейл в условиях пандемии

В аспекте дефицита более актуальным является вопрос поставок из Китая. В Поднебесной карантин длился достаточно долго, а в очаге коронавируса — городе Ухань — еще не завершен. Китай же по результатам 2019 года стал главным торговым партнером нашей страны, ведь на импорт из КНР пришлось, по официальным данным, 9.2 млрд. долларов (это более 15% от общего импортного оборота). Для сравнения из соседней Польши Украина закупала товаров на 4.1 млрд. у.е.

Во время вспышки эпидемии в Китае многие заводы приостановили свою работу и только сейчас запускаются снова. Может ли это отразиться на продуктовых ритейлерах в Украине?

Сразу оговоримся, что представители бизнеса неохотно комментируют тему влияния коронавируса на их деятельность. Но некоторые сведения нам все же стали известны. Так, в первом квартале 2020 года украинские ритейлеры не ощутили остановки китайских заводов, так как их продукция заказывается заранее.

А вот уже в ближайшее время определенные изменения возможны. Правда, как отмечают представители крупной харьковской сети супермаркетов «КЛАСС», в их ассортименте доля производимых в Китае товаров достаточно мала: не более 5-6%. В связи с этим существенного влияния на формирование ассортимента эта продукция не окажет. К тому же если проблемы с поставками из КНР все же возникнут в ближайший месяц-два, то прорабатываются альтернативные сценарии пополнения ассортиментного перечня украинскими аналогами или импортом из других страна.

Успокаивает и то, что в плане продовольствия и продуктов питания Украина относительно независима от других стран мира. Так, условно говоря мука и большинство круп, мясо, яйца, курица и многие сезонные овощи и фрукты точно не пропадут с украинских прилавков.

В этом смысле, уверяют в пресс-службе «КЛАССа», супермаркеты и продуктовые магазины лучше защищены от срыва импортных поставок, чем к примеру, продавцы одежды и обуви, различной бытовой техники и электроники. У них доля китайской продукции порой достигает 50 или даже 70%. Но пока представители и этого сегмента ритейлера не жалуются на объемы поставок и дефицит.

Онлайн-покупки растут в мире и Украине
Пандемия коронавируса COVID-19 способна внести изменения в рынок ритейла. Она уже сказалась на настроениях потребителей в мире. Так, в странах Западной Европы, страдающих от вируса, рост онлайн-покупок действительно внушителен: В Италии и Франции он превышает 80%, в Испании — стремится к 70%, в Австрии — почти 50%. Правда, продуктов питания это все еще касается в меньшей мере, наибольшим спросом среди онлайн-покупателей пользуются такие категории, как электроника, одежда, предметы детской гигиены, косметика. Еду в интернете тоже покупают больше, но это характерно прежде всего для развитых рынков, то есть той же Западной Европы, Соединенных Штатов, Южной Кореи и Японии.

Онлайн и оффлайн ритейл в условиях пандемии

Отражается мировая тенденция и на Украине. По опросам, около 40% украинцев в крупных городах заявили, что опыт онлайн доставки еды у них есть. После объявления карантина чаще пользоваться подобной услугой стали 9% респондентов. Логично, что из-за прекращения работы кафе и ресторанов, украинцам придется чаще питаться дома, а значит и общий спрос на продукты питания станет выше, да и паника вносит свои коррективы.

Онлайн-игрокам важно правильно воспользоваться ситуацией. Ведь коронавирус рано или поздно будет побежден, а значит следом за ростом спроса может начаться спад. Ритейлерам тут нужно не просто оптимизировать внутренние бизнес-процессы и увеличивать число персонала, а учитывать интересны новой онлайн-аудитории, в том числе немолодых людей, а их, к примеру, в Китае стало больше на 240%.

В тренде прямо сейчас разработка приложений для удобного выбора продуктов питания, составления списков, использования технологий виртуальной и дополненной реальности. Кстати, онлайн-магазинам тоже надо страховать себя от срыва импортных поставок, налаживать связи с локальными производителями и т.д.

Супермаркеты с доставкой на дом или другие подходы
В условиях карантинных мер среди традиционных оффлайн-ритейлеров в выигрыше должны были оказаться те, кто предлагает услугу адресной доставки. Но в связи с резко увеличившимся в последнее время спросом, трафик специализированных сайтов серьезно вырос, сроки доставки растянулись, и многие клиенты, которые не готовы ждать больше суток-двух, отказались от подобной идеи вовсе. Так, сегодня заказать продукты питания можно почти в любом онлайн-сервисе, но ждать порой надо 2-3 дня.

Сейчас эти представители продуктовой розничной торговли занимаются оптимизацией процессов реализации услуги доставки. Одновременно им нужно придерживаться важных противоэпидемических мер в самим магазинах. И тут критически важно, чтобы одно не шло во вред другому. Условно говоря, пока сеть «КЛАСС», которая услугу доставки не предлагает, способна во всех супермаркетах своевременно выполнить санитарную обработку, обеспечить замер температуры сотрудников, дать им маски, конкуренты тоже должны выполнять все это, а не только работать на снижение задержек по реализации онлайн-заказов.

В качестве альтернативы онлайн-заказу еды через специализированные онлайн-площадки выступает заказ в сервисах доставки. Если раньше в них брали еду из кафе и ресторанов, то сейчас тут активно растет спрос на такие категории, как «Супермаркет» и «Аптеки».

В целом, перед продуктовыми ритейлерами карантин и эпидемия не поставят нерешаемых задач. Супермаркеты и магазины с продуктами питания и товарами первой необходимости будут работать даже при ужесточении противоэпидемических мер. Но уже сейчас эксперты в разных странах мира все громче говорят о надвигающемся экономическом кризисе. А вот он уже после коронавируса способен ударить по всем без исключения. Плюс, чтобы не потерять часть клиентов, которые опробовали онлайн-услуги и продолжат пользоваться ими после карантина, традиционному бизнесу уже надо предпринять встречные шаги.

Кризис для оффлайн-бизнеса, вызванный пандемией, может стать и отправной точкой для роста и внедрения новых технологий, включая и онлайн-услуги. К таковым можно отнести не только доставку, но и развитие сервисов подписки, которые способствуют росту лояльности.



Вернуться назад