Главные изменения в сфере украинской торговли в период карантина


Главные изменения в сфере украинской торговли в период карантина

Аналитики Nielsen изучили, как украинцы покупают товары повседневного потребления (FMCG-сегмент) в период марта и апреля 2020 года, то есть во время действия карантина. Также они сделали вывод, что покупатели изменили модель потребления, в связи с чем и ритейлерам, то есть представителям розничной торговли Украины, предстоит пересмотр стратегий работы. Давайте ознакомимся в деталях как со статистикой потребления и динамикой спроса, так и с рыночными трендами, которые возникли в период карантина.

Статистика покупок еды в марте и апреле


В первые недели после введения карантина, то есть с 16 марта и почти до конца месяца, отмечался серьезный рост объемов продаж. По данным харьковской сети супермаркетов «КЛАСС» объемы выручки сравнялись с предновогодним шопингом, а по некоторым магазинам даже оказались выше.

Аналитические данные по рынку в целом подтверждают, что в этот период времени сильно вырос спрос на такие категории продуктов, как:

  • макароны (рост 162%);

  • пельмени (72%);

  • сухие завтраки (91%);

  • детское питание (+34%);

  • корм для домашних животных (+23%).

Еще перед официальным введением карантина в стране вырос спрос на соль, крупы, мясо, подсолнечное и сливочное масло. Очевидно, украинцы решили закупить продукты питания «про запас». Поэтому повышенный интерес вызывали продовольственные категории длительного хранения. Одновременно в первые недели карантинных ограничений было зафиксировано падение спроса на следующие продукты:

  • алкоголь, слабоалкогольные напитки и закуски к ним (в районе 25%);

  • кондитерские изделия (15%).

Предположительно, в это время у потребителей сформировалось понимание, что карантин может быть длительным, что привело к нацеленности на продуктовые наборы с базовыми товарами.

Еще один статистический факт, который отметили представители сети «КЛАСС» — это рост суммы среднего чека при одновременном снижении количества посещений супермаркетов. Так, уже с первых дней карантина клиенты стали ходить в магазины реже (порой раз в неделю или даже с меньшей периодичностью), но за раз они стали и существенно больше покупать.

Все это говорит, что сначала имели место определенные панические настроения, которые заставили украинцев формировать продуктовые запасы. Затем все же они начали подходить к шопингу более рационально. Но запасливое покупательское поведение сохранилось и в период апреля. Почти половина посетителей предпочитали брать продукты «впрок», что уже нельзя относить к паническому спросу. Это скорее правило для покупателей в период самоизоляции. Есть мнение, что тренд на запасливость может остаться на длительное время и даже превратиться в постоянное явление.

Также выражено проявляется тенденция на сокращение времени пребывания в магазине. Поэтому украинцы на карантине стремятся посещать знакомые точки продаж, заранее планируют покупки, формируя списки. Логично, что категория товаров импульсного спроса просела.

Спрос на непродовольственные товары


В первый месяц карантина повысились продажи таких товаров непродовольственной категории, как:

  • отбеливатели (белизна и прочие) — рост в 3 раза;

  • средства для уборки и мойки в посудомоечных машинах (в районе 80% роста);

  • пакеты для мусора (+71%).

А накануне введения карантина лидерами продаж среди непродовольственных товаров были:

  • резиновые перчатки (спрос вырос в 3.3 раза);

  • влажные салфетки (+117%)

  • туалетная бумага (рост спроса на 106%);

  • мыло (+56%).

Здесь статистика не стала неожиданной. Украинцы в связи с коронавирусом обратили повышенное внимание на товары для личной гигиены и поддержания чистоты дома.

Рост онлайн-сегмента
Показатели электронной коммерции в сфере продаж товаров повседневного спроса росли на протяжении нескольких последних лет, хотя их доля в общих объемах реализации оставалась не слишком большой (до 5%, а то и меньше). Но именно в карантин онлайн-торговля продовольственными товарами прибавила еще существеннее, причем затронув и потребителей старшей возрастной группы (50+ лет).

Так, те продуктовые ритейлеры, которые предлагали подобную услугу раньше, столкнулись с проблемой нехватки кадров. В результате сроки доставки еды из супермаркетов стали задерживаться на несколько дней и более. Аналогичная проблема возникла и у специализированных онлайн-площадок, сотрудничающих с различными супермаркетами. Их окна доставки на три дня закрывались очень быстро.

Уже к апрелю увеличилось и количество ритейлеров, которые начали предлагать онлайн-продажу товаров. Применялись различные схемы, включая сотрудничество с сервисами доставки продуктов из магазинов или курьерскими службами. А отдельные компании запустили собственные магазины с доставкой на дом. К примеру, упоминаемый ранее харьковский «КЛАСС» в конце марта запустил услугу предварительного заказа товаров через Viber (с возможностью забрать продуктовый набор из любого супермаркета), а уже в 20-х числах апреля открыл свой интернет-магазин. Пока он доставляет заказы на сумму от 600 грн.

Поднялся спрос на онлайн-покупки не только в сфере продуктовой торговли, но и в фармацевтической отрасли. А для отдельных непродовольственных направлений (игрушки, строительные материалы, одежда и обувь) наличие онлайн-представительства в условиях карантина выступает чуть ли не единственным способом выживания. Следовательно, онлайн-торговля из ненавязчивой тенденции превратилась в одно из обязательных условий для ритейлеров.

Другие тренды карантинной торговли
Перечисленные выше изменения далеко не единственные в условиях карантинных ограничений. Новые тренды, которые действуют на украинский ритейл, отчетливее всего заметны при взгляде в разрезе «было — стало». Итак, вот самые серьезные перемены:

1. Формат потребления «все дома» или Homing сменил поиск интересного потребительского внедомашнего опыта.

2. Рост спроса на большие упаковки и отказ от малых форматов — повышенный интерес к штучным и единичным изделиям, в том числе для потребления на ходу.

3. Тренд на здоровый образ жизни и безопасность — только ЗОЖ.

Еще одна тенденция пока не вырисовалась окончательно, ведь сложно понять какие маркетинговые активности и промо будут применять представители украинского ритейла в ближайшее время. Полностью от них отказываться вряд ли будут, но к освоению рекламных бюджетов точно потребуется более взвешенный подход.

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии