Проектное финансирование: особенности развития на постсоветском пространстве


Проектное финансирование: особенности развития на постсоветском пространстве

Актуальность и нюансы проектного финансирования


Перманентный экономический кризис, начавшийся примерно в 2008 году с участившимися кризисными пиками заставляет как национальные правительства, так и мощные финансовые структуры (национального и наднационального характера) не распылять денежные и организационные ресурсы, а концентрировать их на важнейших «точках роста», способных вытянуть за собою и всю экономику. В этой ситуации одним из самых актуальных инструментов становится проектное финансирование.

Особенностью проектного финансирования (ПФ) является то, что инвесторы вкладывают свои финансы в инвестиционные проекты, которые обеспечиваются только расчетом и планом на будущую прибыль, без гарантий на возврат средств (если что-то пойдет не так) со стороны государства или за счет залогового имущества, которым обеспечиваются инвестиционные кредиты другого типа. То есть, для консервативных финансистов такой вариант выглядит рискованным и практически ничем не обеспеченным. Тем не менее, на Западе и в развитых странах Азии – этот инструмент популярен и применяется весьма активно. Что становится «магнитом», привлекающем инвесторов, несущих в них деньги:

  • Уже оформленная лицензия (желательно эксклюзивная) на ведение перспективного бизнеса - разработки месторождений, под IT-стартап, обслуживание государственных структур и другой самой разнообразной деятельности, перспективной с точки зрения финансовой отдачи

  • Возможность использовать в проекте особо-ценные активы

  • Участие в проекте авторитетных особ – известных бизнесменов, выходцев из государственных структур и профессионалов из других сфер.

Проектное финансирование по постсоветски


В силу особенностей постсоветского бизнеса и общего экономико-политического климата, финансирование проектов запускалось с трудом и неохотно со стороны бизнеса. Потому, в экс-СССР пришлось пойти особенным путем, когда инициаторами стали не частные, а государственные структуры и это привело к успеху. Как пример, можно привести ЕФСР (Евразийский фонд стабилизации и развития), созданный в 2009 году шестью государствами СНГ, во главе с Россией и одной из задач которого сразу было прописано «инвестиционное кредитование» – термин, часто применяющийся как синоним проектного финансирования. Также, его задачей стало фильтрация различных проектов, оставляющая «под прицелом» только те, которые способны привлечь частный бизнес – то есть действительно привлекательные финансово, желательно не слишком долгосрочные (увы, но это важно в постсоветских реалиях).

Стоит отметить как особенность, что в отличие от Запада с его активной частной инициативой, определять, определением проектов для инвестирования занимаются не банки, а специальная комиссия.

Тем не менее, и на просторах экс-СССР, проектное финансирование постепенно становится таким, каким оно и должно быть – то есть, работать за счет частной инициативы. Каким образом могут привлекаться финансовые ресурсы:

  • прямые инвестиции (капитал от акционеров проекта)

  • ссуды от банкиров

  • аккредитивы

  • лизинг и даже товарные кредиты (хотя последнее – это нечастая практика)

Еще один важный аспект реализации проектного финансирования – это то, что финансы инвестируются в специально созданный проект как отдельное юридическое лицо, а не выдаются уже существующей бизнес структуре. При этом, статьи расходов жестко прописаны и не могут произвольно меняться исполнителем проекта (он же заемщик).

Очевидно, что нынешний кризис, связанный с пандемией Covid-19 еще более явно показывает необходимость концентрации бизнеса на стратегических проектах в экономике. И необходимости государства создавать условия для их реализации.

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии