Итоги 2020 года и первые прогнозы на 2021-й для украинской продуктовой торговли


2020 год прошел для всех отраслей экономики Украины под аккомпанемент COVID-19 и связанных с пандемией карантинных ограничений. Бытует мнение, что сферу продуктовой торговли коронавирус обошел стороной. Это справедливо лишь отчасти. Да, глубокий кризис из-за закрытий и простоев сети супермаркетов не настиг. Но, во-первых, сложные времена скорее всего еще впереди, ведь снижение покупательной способности украинцев всегда отражается на ритейлерах.

Во-вторых, почти все игроки отрасли продуктовой торговли были вынуждены перестраиваться под «новую реальность». И как раз COVID-19 обусловил не только основные тренды, но и главные результаты 2020 года для сферы украинского ритейла. Подробнее об итогах и осторожных планах на 2021-й мы и расскажем в этом материале.

Итоги 2020 года и первые прогнозы на 2021-й для украинской продуктовой торговли

Главные результаты 2020 года для продуктовой торговли одной строкой


В связи с пандемией коронавирусной инфекции и теми обстоятельствами, которые она привнесла в нашу жизнь, ключевые итоги для ритейла кратко можно охарактеризовать следующими тезисами:

  1. Пересмотр планов по развитию направления электронной коммерции. COVID-19 заставил действовать в этом направлении активнее и быстрее.

  2. Повышение роли доставки для продуктовой торговли и размытие граней между ней и непродуктовым ритейлом, давно работавшим в этом направлении.

  3. Тренд на безопасность, который вовсе не ограничивается территорией торгового зала и вряд ли утратит актуальность в скором будущем.

  4. Активное развитие собственных торговых марок (СТМ), а также запрос потребителей на повышение их качества, вплоть до дебюта в премиум-сегменте.

  5. Стабильно высокий спрос на товары категории Здорового образа жизни (ЗОЖ).

  6. Повышение величины среднего чека в продуктовом ритейле при одновременном снижении посещаемости: украинцы предпочитают реже посещать магазины и закупать продукты на более длительный срок.

Опытные, успешные игроки сохраняют интерес к экспансии рынка и/или качественному развитию своих сетей (включая их модернизацию, обновление магазинов и т.д.).

На главных итогах 2020-го мы остановимся более подробно.

Не просто выход в онлайн, но и качественный сервис доставки


Коронавирусная пандемия ускорила тренд, который ранее неспешно вклинивался в рабочую повестку и касался планов продуктовых ритейлеров по развитию онлайн-сегмента торговли. В начале весны 2020-го из-за жесткого карантина и возрастающего уровня неопределенности почти все были вынуждены действовать в этом вопросе активнее.

Одни, как допустим сеть супермаркетов «КЛАСС» в Харькове, решили пойти по пути создания интернет-магазина с нуля. Другие в экстренном порядке начали искать партнеров в лице онлайн-агрегаторов, специализирующихся на доставке.

По большому счету именно процесс организации оперативной транспортировки заказанных продуктов питания от магазина/склада до конечного потребителя (его дома/офиса) и стал главным вызовом для продуктового ритейла в разгар карантина. Помимо развития собственных сервисов украинские ритейлеры начали сотрудничать как со специализированными агрегаторами, так и с многопрофильными службами доставки.

Некоторые игроки, казалось, долгое время не могли даже сами окончательно определиться, какую модель работы выбрать, «набивая шишки» и учась исключительно на своих ошибках.

Пока еще рано делать окончательные выводы, но стратегия построения собственного сервиса доставки для продуктовых ритейлеров выглядит в какой-то мере более ответственным и системным подходом. Как минимум, переложить всю ответственность за какие-либо неудачи (срывы или задержки поставок, проблемы некачественного обслуживания и т.д.) на сторонние компании в этом случае не удастся, а значит и проработать все бизнес-процессы нужно досконально.

В целом, по итогам 2020 года можно отметить, что грань между продуктовыми и непродуктовыми ритейлерами начала размываться: ведь есть агрегаторы и службы, которые сегодня доставляют по Украине самые разные товарные категории.

Для покупателей пик интереса к доставке продуктов питания пришелся на весну, но он не исчез после этого полностью. Сейчас спрос остается намного выше, чем в 2019-м. Учитывая вторую волну эпидемии и все еще туманные планы по массовой вакцинации в нашей стране, в 2021 году высокая актуальность онлайн-покупок с доставкой из продуктовых супермаркетов сохранится.

Стремление к экономии, а также забота о своем здоровье


По данным Deloitte, покупательная способность в 2021 году снизится минимум у каждого третьего украинца. По пессимистичным прогнозам — больше, чем у половины населения. А тенденция к экономии средств при покупках в магазинах и супермаркетах начала прослеживаться уже с середины 2020-го и четко проявилась осенью. По данным аналитиков, средний чек в октябре был почти на 40% меньше, чем в апреле. Конечно же, концовка года несколько сгладила ситуацию, но общих позитивных предпосылок пока крайне мало.

Как ощутили тренд на экономию продуктовые сети? Как отмечают в «КЛАССе», прежде всего повысился спрос на акционные товары и интерес к различным промо, возросла доля продаж продуктов эконом-сегмента, а также продукции собственных торговых марок (СТМ). Последние, по разным оценкам, стали покупать на 25-30% активнее. Такие цифры роста продаж подтверждают и в популярной харьковской сети супермаркетов.

Интересно, что касаемо самих СТМ отмечается не тенденция к удешевлению, а наоборот повышению качества. Украинцы в 2020 году были готовы при покупке продукции собственных торговых марок ритейлеров тратить больше. Из-за этого некоторые эксперты заговорили даже о необходимости создания СТМ премиального класса. Хотя о долгосрочных перспективах собственных брендов ритейлеров специалисты предпочитают говорить сдержанно, хотя бы из-за того, что до 2020-го спрос на них неизменно снижался.

Общее желание клиентов супермаркетов «потуже затянуть пояса» не отменяет тренда на ЗОЖ, то есть продукты здорового питания и товары для занятий спортом. Отчасти это связывают с тем, что в период самоизоляции и локдауна, затронувшего фитнес-клубы и тренажерные залы, украинцы стали больше думать о поддержании формы и нормальной массы тела.

Не обошлось в этом сегменте и без маркетинговых хитростей, ведь число производителей, которые сделали на своей продукции популярные маркировки, вроде «био», «эко», «веган», «органик», в 2020-м ощутимо возросло. В то же время далеко не все покупатели разбираются в разных тонкостях соответствующей продукции: для многих это скорее дань моде, чем осознанный выбор. Но и тех, кто действительно заботится о здоровье и внимательнее относится к продуктам питания, стало больше: и среди покупателей, и среди производителей.

Что ждать продуктовому ритейлу в 2021 году?


Эксперты и представители отрасли продуктовой торговли пока не спешат с далеко идущими прогнозами. Во многом это связано с высоким уровнем неопределенности, который сохраняется из-за COVID-19. Сходятся во мнении и первые, и вторые (к примеру, представители консалтинговой компании Accenture и топ-менеджмента харьковской сети «КЛАСС») лишь в том, что как минимум в первой половине 2021 года безопасность останется ключевым глобальным трендом для ритейла. Это значит следующее:

  • покупатели будут стараться сокращать число визитов в магазины;

  • онлайн-торговля продолжит рост;

  • в фаворе клиентов будут как магазины у дома, так и крупные супермаркеты (с просторными торговыми залами и возможностью закупить различные продукты впрок);

  • помимо e-commerce еще больше активизируется тренд бесконтактной оплаты.

На этом фоне опытные игроки рынка продуктовой торговли будут стремиться к планомерному развитию, модернизации уже действующих магазинов и аккуратной экспансии рынка, когда появлению любой новой точки продаж предшествует серьезная аналитическая работа и еще более тщательное взвешивание всех «за» и «против».

2 комментария

Дарья 17 января 2021 10:30
Я думаю, что 2021 год будет для всех гораздо лучше, продуктивнее, нежели 2020. Если магазины и бизнес пережил прошлый год, то это уже хорошо. Знаю одно, что сеть Класс выдержала этот период очень стойко. Спасибо за возможность делать онлайн заказ.
Артем Вчера, 07:25
Я думаю, что торговле продуктами питания ничто не может помешать. Ни Ковид 19, ни иные проблемы. Ведь кушать людям хочется всегда. Что касается изысков, то здесь да, люди во время пандемии претерпели убытков и могут экономить на различных деликатесах. Но в 2021 году думаю торговля пойдет только вверх.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии