Егор Масленников: «В Харькове строят мало и порой не так, как наш город заслуживает»


Многим харьковчанам кажется, что строить в нашем городе в последние годы стали активнее. Новые объекты недвижимости появляются в разных районах Харькова, причем среди них встречается как точечная застройка, так и большие жилые комплексы, формирующие целые микрорайоны. Но по словам основателя компании «Строй Сити Девелопмент» Егора Масленникова, строить в таком большом городе надо в разы больше.

Так, за 2019 год введено в эксплуатацию приблизительно 250 тысяч квадратных метров жилой недвижимости, тогда как Харькову ежегодно требуется около 700-800 тыс. «квадратов» жилья, то есть в 3 раза больше. Дефицит прослеживается и в других сегментах, в том числе среди торговой недвижимости и в формате коттеджных поселков. А еще помимо недостаточного количества остается актуальной проблема качества. Не все возводимые объекты в полной мере соответствуют уровню города-миллионника, технологического, молодежного, научного центра Украины.

Егор Масленников: «В Харькове строят мало и порой не так, как наш город заслуживает»

Сбавлять обороты или наоборот наращивать темпы строительства?


По данным Государственной службы статистики Украины, уровень обеспеченности харьковчан жильем неизменно растет последние 25 лет. Если в 1995 году на одного харьковчанина приходилось чуть меньше 19 квадратных метров жилья, то на конец 2019-го — уже 24.5 м2.

Такие числа на первый взгляд кажутся приемлемыми. В том же Киеве уровень обеспеченности жильем ниже — около 22 квадратных метров на человека. Но статистика не учитывает многие составляющие, а именно:

  • аварийный и просто старый, не соответствующий нынешним стандартам жилой фонд. И это не только хрущевки, находящиеся в аварийном состоянии, но и ветхие дореволюционные постройки на Москалевке и в других районах Харькова;

  • большое количество приезжих и тех, кто не входит в официальную статистику. После начала войны на Донбассе в Харькове появилось немало переселенцев. Традиционно к нам на учебу приезжает молодежь из разных регионов страны и из-за рубежа. Все они нуждаются в жилье;

  • изменение поведения людей. Это раньше молодежь часто оставалась жить с родителями, а сегодня студенты и молодые специалисты стремятся съезжать и жить самостоятельно.

В действительности многие харьковчане живут в стесненных условиях и хотят решить насущный жилищный вопрос. А явный дефицит жилых «квадратов» подтверждает и статистика европейских стран. Так, в Европе по уровню обеспеченности жильем Украина среди худших стран. Средний европейский показатель — около 40 м2 на человека. А допустим, в Германии он достигает 80 квадратных метров.

Чтобы приблизиться к урбанистическим нормам Европы, строить в Харькове надо намного больше. Основатель «Строй Сити Девелопмент» Егор Масленников считает, что нужно ежегодно вводить в эксплуатацию 700-800 тыс. м2 жилья.

А с учетом назревшей необходимости замещения старого жилого фонда, лучше стремиться к показателю в 1-1.5 млн. квадратных метров в год. Так считает глава Харьковской региональной ассоциации специалистов по недвижимости в Украине Игорь Балака. В таком случае Харьков сможет приблизиться к европейскому уровню обеспеченности в недалеком будущем. А вот при сохранении нынешних темпов строительства (250-350 тысяч «квадратов») достичь текущих показателей Европы удастся где-то через 55-60 лет.

Мало не только квартир


Нехватка ощущается сегодня и в других сегментах харьковской недвижимости. К примеру, у нас практически нет коттеджных поселков с развитой инфраструктурой, включающей различные магазины, спа-центры и многое другое.

Имеется явно выраженный дефицит и торговых площадей. В пересчете на человека наш город уступает Запорожью и многим другим областным центрам страны. Подтверждением этому являются постоянные очереди в супермаркетах и магазинах у дома. И ритейлерам фактически негде открывать новые торговые точки. Аналогично обстоят дела с мегамаркетами и большими ТРЦ, которых точно не хватает сегодня Харькову, считает Егор Масленников.

Наш город заслуживает более качественных и комфортных объектов


Недостаточное количество недвижимости — не единственная проблема харьковского строительного рынка. Все более актуальным становится вопрос общего качества предлагаемого на первичном рынке жилья. И тут не нужно проводить параллели с Западной Европой, даже в Киеве дела обстоят получше.

К примеру, для столицы жилой дом с коммерческими помещениями на первых этажах, спортивным залом, фуд-пространствами, террасами, другой инфраструктурой и качественным благоустройством уже считается нормой. В Харькове подобных проектов почти нет. А те, что строятся, обычно позиционируются в качестве элитной недвижимости, отмечает основатель «Строй Сити Девелопмент».

В нашем городе пока сохраняет большую популярность квартальная кирпичная застройка. В таких домах на первых этажах зачастую вообще не предусмотрены коммерческие объекты, в том числе из-за невозможности убрать несущие стены и сделать большое открытое пространство. Также в Харькове крайне мало новостроек с подземными паркингами, дворами, где совсем нет машин. Имеются вопросы и к большинству новых объектов с точки зрения реализации архитектурных идей.

Отчасти это связано с тем, что недвижимость в Киеве отличается более высокой доходностью, особенно если брать во внимание центральные районы города и локации с удобной транспортной развязкой. В Харькове доходность недвижимости ниже, строительные компании вынуждены работать с низкой маржой, а это более рискованно. А чтобы снизить риски, многие харьковские застройщики стремятся ускорить темпы строительства. Для этого они и выбирают кирпичные дома на 9-10 этажей, их можно возвести за несколько месяцев. Правда, без нормальной инфраструктуры и с минимальным благоустройством придомовых территорий.

Как результат, Харьков испытывает дефицит той недвижимости, которой он действительно заслуживает — оригинальной внешне, комфортной и хорошо подходящей для современных стандартов жизни и досуга. К счастью, и запрос со стороны харьковских покупателей именно на такое жилье уже есть. В последние годы эконом-сегмент начинает сдавать свои позиции, а спрос на класс комфорт и бизнес растет. Компаниям придется учитывать изменения спроса.

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии