Главные тренды мирового ритейла 2021 года


Прошлый, 2020 год оказал серьезное влияние на мировое сообщество, экономические и социальные процессы. Не могло случившееся обойти стороной и сферу розничной торговли. Отпечаток коронавирусной пандемии мы все будем ощущать на себя и в наступившем, 2021-м. При всем желании молниеносной кампания вакцинации в разных уголках мира не будет.

Непосредственно ритейл одним из первых ощутил на себе изменения привычек и поведения потребителей. Конечно же, некоторые из них были краткосрочными, в том числе были обусловлены паническими настроениями и фактором неопределенности из-за коронавируса. Но некоторые перемены могут стать действительно чем-то постоянным и стабильными. Поэтому именно в розничной торговле уже начался период быстрого реагирования на те новшества, которые случились в 2020 году.

Уже сейчас, по всей видимости, начнут зарождаться совершенно новые и становиться более крепкими уже существующие онлайн-форматы торговли, внедряться технологические ноу-хау, популяризироваться непривычные ранее способы взаимодействия. Так, эксперты не только проанализировали большинство случившихся в 2020-м изменений, но и выделили несколько ключевых трендов на 2021 год. Они с высокой долей вероятности определят развитие сферы розничной торговли мира в текущем году. Давайте поговорим о них и мы с поправками на украинские реалии.

Главные тренды мирового ритейла 2021 года

Ритейл будет еще ближе «к дому»


В 2020 году стало понятно, что привычной для представителей розничной торговли модели взаимодействия уже не будет. Просто «сидеть и ждать» клиента в торговых комплексах в условиях карантинных ограничений — это заведомо проигрышная ситуация. Ритейлерам нужно активнее сближаться с непосредственными клиентами и, что немаловажно, необходимо делать первый шаг им навстречу.

Буквально это означает следующее — надо внедрять сервисы доставки, открывать пункты самовывоза продукции в непосредственной близости от своих клиентов.

Подобная тенденция характерна и для Украины. Отчетливо проявляется это в самых разных аспектах. К примеру, многие представители продуктовой торговли в 2020 году либо скооперировались с сервисами и платформами, специализирующимися на доставке, либо даже запустили собственные интернет-магазины с полным комплексом услуг. Подобное происходит не только с национальными сетями, но и с региональными ритейлерами. Допустим, популярная харьковская сеть супермаркетов «КЛАСС» еще весной 2020-го запустила онлайн-магазин и сама доставляет заказы по Харькову.

Также немало крупных украинских интернет-продавцов активно наращивает количество пунктов самовывоза и других оффлайн-представительств, вплоть до разработки собственных курьерских сервисов или даже почтовых операторов.

Еще больше технических новшеств


Мировая розничная торговля вынуждена искать инновационные способы повышения своей эффективности. Для этого ей нужны прежде всего IT-решения. В 2021 году представители ритейла могут столкнуться с некоторыми сложностями, которые можно отнести к категории «проблем роста». Так, доступных для использования технологий в ближайшее время однозначно станет больше, но подобное изобилие добавит проблем с выбором, ведь четких критериев для принятия решения бизнес пока не имеет.

Различных программных продуктов уже действительно много. Они способны решать различные задача, оптимизировать самые разные бизнес-процессы торговых компаний. Но с учетом ограниченного бюджета и/или обилия альтернатив, решить, что надо внедрять первым, а что — после, действительно сложно.

Грамотно расставить приоритеты могут помочь сторонние фирмы и консультанты. Но таких экспертов еще нужно найти. Плюс не каждый ритейлер готов доверять в таких важных вопросах кому-то «на стороне».

Украинский ритейл тренд на изобилие технических новшеств затронет в меньшей мере. Это связано с тем, что мы чаще перенимаем опыт западных технологических лидеров с определенной временной задержкой. Фактически мы учимся на ошибках других, то есть выбираем те технологии и новшества, которые «сработали» на западе. Но есть и те украинские ритейлеры, которые готовы на эксперименты. А еще нельзя забывать о национальной специфике. Без адаптации под украинские реалии перенимать западный опыт нельзя.

Влияние производителей вырастет


Раньше ритейлеры, как правило, не ставили перед собой задачу организации эффективного взаимодействия между непосредственным производителем и конечными покупателями. Из-за этого в нынешних условиях представители торговли могут ощутимо пострадать.

Производители сегодня могут наладить каналы обратной связи с потребителями напрямую, причем без больших затрат. Такой фидбек позволит и товары улучшить, и прибыть увеличить. А у ритейлеров она, по всей видимости, снизится.

Самые дальновидные представители розничной торговли попробуют не «заглушить» эту связь между производителем и клиентом, а стать удобным посредником и тут, выступая в роли интерфейса (удобного способа) выстраиваемого общения. Но это далеко идущие планы. В 2021 году проявятся первые отголоски назревших перемен, а ритейлерам придется корректировать свои стратегии борьбы за покупателей (и влияния на них) в ответ на соответствующие действия ведущих производителей товаров.

Эксперты уверены, что придется вносить соответствующие коррективы и украинской сфере торговли.

Дискаунтеры в приоритете


Коронакризис сказывается на уровне доходов потребителей в разных уголках мира. И если раньше запрос на справедливую (низкую для покупателя) цену был, но в мягко выраженной форме, то в 2021 году ситуация изменится. Спрос на доступные товары вырастет во всех категориях. Одновременно с этим доля жестких дискаунтеров в различных сферах торговли будет повышаться.

По прогнозам аналитиков, до 2025 года каждый пятый ритейлер будет именно дискаунтером. Интересно, что для европейцев и американцев фактор падения доходов в нарастании этого тренда не основной. Первая причина повышения доли дискаунтеров в усталости клиентов от брендов. Они попросту не ощущают разницу между разными торговыми марками (а граница между ними действительно размывается). В результате единственным универсальным критерием выбора становится цена.

В Украине в данном аспекте ситуация банальнее. Средний уровень доходов и до коронавируса был невелик, а за последний год он лишь снизился. В результате дискаунтеры, то есть те, кто смогут удовлетворить спрос на доступные товары, должны оказаться в выигрыше. Правда, в нашей стране их доля и так традиционно велика.

Но остальные ритейлеры, такие, как сеть «КЛАСС», успешно навязывают конкуренцию жестким дискаунтерам за счет своих плюсов: большого ассортимента, комфортных торговых залов, высокого сервиса и т.д. Вероятно, чтобы противостоять этому тренду, им также придется использовать больше промо, актуализировать свои программы лояльности и т.д.

Другие тренды ритейла в 2021 году


В текущем году будут проявляться и другие значимые для сферы розничной торговли тенденции, а именно:

  • Конкуренция с неожиданной стороны. Новые форматы торговли могут предложить не сети супермаркетов, а... технологичные компании, банки и другие неочевидные соперники. Тот бизнес, который умеет быстро адаптироваться к изменениям, способен стать серьезным конкурентом для представителей ритейла.

  • Мобилизация. Пользователи и дальше «уходят в маленькие экраны», так что тренд на разработку мобильных приложений сохранится. Они будут появляться для клиентов, продавцов, офисных сотрудников компаний розничной торговли и т.д.

  • Разработка на аутсорсинге. Раньше некоторые ритейлеры занимались разработкой IT-продуктов своими силами. В 2021-м они начнут сворачивать эту деятельность, передавая ее на аутсорс.

  • Еще больше касс самообслуживания. По мнению экспертов, в ближайшие 3-4 года доля чеков с таких касс может превзойти 30% от общего количества или даже приблизиться к отметке в 40%.

Большинство этих трендов проявится и в Украине. Упоминаемая ранее сеть «КЛАСС» внедрила кассы самообслуживания еще в 2018-2020 годах. А в начале 2021-го уже выпустила свое мобильное приложение. И это не единичные примеры для нашей страны.

30 комментариев

Николай 6 апреля 2021 12:34
Сеть Класс одна из первых подхватила онлайн торговлю, которая и без пандемии процветала в мире. В нашем случае ситуация нас продвинулась вперед и этот тренд понравился покупателям настолько, что даже после полного прекращения пандемии он останется все столь популярным.
Максим 8 апреля 2021 19:03
То что ритейл становится более технологичным это правда. Убедился в этом на собственном опыте, реально сейчас легче заказать доставку, чем еще пару лет назад, и конкуренция на рынке растет.
Сергей 11 апреля 2021 15:56
Мировой тренд и 2021 года, и 2022, это онлайн торговля. Со всеми происходящими событиями, этот тренд прочно закрепился в мировой экономике. Я в этом глубоко убеждён.
Аля 18 апреля 2021 19:04
По моему доставка на дом, это отличная идея, сейчас очень много ограничений, и доставка на дом - это отличная идея. Кстати сеть Класс адаптировалась неплохо.
Юлианна 19 апреля 2021 15:21
Давно уважаю супермаркет Класс. И мне нравится, что все необходимые продукты можно заказать для своей семьи в онлайн режиме, а тебе их привезут курьером прям под дверь квартиры. Самое главное, что здесь цены на все позиции приемлемые, акции и скидки бывают часто и ассортимент приличный. Могу сказать, что сервис обслуживания здесь достойный и это только улучшается, ничего не стоит на месте, что очень радует.
Лиза 19 апреля 2021 16:13
Главные тренды 2021 года и дальнейших лет это развитие онлайн торговли. Интернет не только облегчает нашу жизнь, но и в свою очередь помогает торговле продвигать и реализовать товары потребления.
Денис 24 апреля 2021 11:51
О трендах можно говорить много и по моим личным наблюдениям, Класс их применяет во всю. Вот это я понимаю грамотный руководительский состав! Везде порядок. Как Класс одна из первых сетей, запустившая онлайн торговлю. Это мировой и наш главный тренд торговли!
Филипп 24 апреля 2021 12:11
Это будущее, которого мы все так ждали, уже наступило, только нужно его принять правильно. Те же кассы самообслуживания, доставка продуктов на дом, заказ еды по интернету - вот кто бы в это поверил ещё тридцать лет назад? И приятно, что двигателем этих приятных для всех нас изменений выступает именно супермаркет Класс, я и так их уважал за качество обслуживания, низкие цены и ассортимент, так Класс ещё и новинки первым вводит.
Вадик 27 апреля 2021 19:28
Кто знает про мировые тренды в торговле, так это безоговорочно сеть продуктовых магазинов Класс. Они следят за тем, какие новшества происходят в сфере торговли в других странах и перенимают опыт, внедряют это у нас. Молодцы, приятно идти в ногу со временем, а не отставать на несколько лет назад.
Саша 30 апреля 2021 21:39
Отечественный ритейл тоже очень быстро отреагировал на изменившиеся условия на рынке. В Классе очень быстро ввели и доставку на дом, и модильное приложение сделали.
Николай 2 мая 2021 12:08
Честно говоря у нас не много супермаркетов, которые стремятся идти в ногу со временем. Это Класс и всё. Больше никого не могу назвать. Только они следят за мировыми тенденциями и следуют им. Постоянные акции, промо, приятно делать покупки в этой сети.
Алена 4 мая 2021 21:04
По-моему главный тренд на сегодня, это возможность совершать онлайн покупки и быстрая доставка, Класс просто отлично с этим справился.
Вера 9 мая 2021 18:08
По моему сейчас один тренд - своевременная доставка и желательно не высокая цена на продукты, по всем ударил кризис. Хочу сказать, что из наших сетей быстрее всех тренд подхватили в сети "Класс". Быстро отрегаировали на изменения.
Влад 17 мая 2021 22:14
Я сразу понял о чем речь идет, торговля стала уходить в сеть, и здесь тоже серьезная конкуренция началась. В нашем регионе быстрее всех отреагировала сеть Класс, быстро запустили и доставку и мобильное приложение.
Аня 21 мая 2021 10:00
Здесь думаю никто не станет со мной спорить, что самые главные тренды это онлайн торговля. Этот тренд не только широко применяется за рубежом, но и хорошо прижился в нашем городе, в супермаркете Класс в том числе.
Кирилл 24 мая 2021 18:51
Я считаю, что главные тренды мирового ритейла это промо и онлайн торговля. Мировые рынки это всегда пример для нас, если следовать им, то можно рассчитывать на успех в наших украинских реалиях. Вот сеть Класс тому подтверждение.
Анастасия 27 мая 2021 08:42
Из-за пандемии все супермаркеты просто обязаны вводить новые тренды, для того чтобы оправиться от экономического застоя. Не все мировые тренды для нас привычны, но иногда нужно выходить из зоны комфорта.
Дмитрий 31 мая 2021 08:53
Многие думают со мной согласятся, что сейчас самый активный и рабочий мировой тренд это онлайн продажи, причем не посредством сайта, а через мобильные приложения. У нас первый кто это запустил, была сеть продуктовых магазинов Класс.
Инга 1 июня 2021 19:22
Из главных трендов это доставка продуктов домой. Когда ты не сам лично приходишь в магазин и выбираешь понравившийся товар, а когда тебе привозит все на дом курьер. Мне этот тренд очень нравится.
Анатолий 4 июня 2021 08:31
Руководство в супермаркете Класс своё дело знает и чётко отслеживает все изменения в динамике как мирового, так и отечественного ритейла. И я, как покупатель, только рад, что Класс ввёл возможность покупок в онлайне, сделал этих вид услуги не только доступной, но и очень простой, легко осуществимой. И отдельное спасибо за введение касс самообслуживания.
София 6 июня 2021 16:38
Я не изучала последние тренды мировой торговли, но знаю, что все крупные торговые сети перенимают опыт иностранных коллег. Поэтому если судить по нашим крупным ритейлам, таким как сеть Класс, то выделить можно такие тренды как онлайн торговля и продажи посредством мобильных приложений.
Валерия 12 июня 2021 22:04
Главные тренды в последние два года - это качественная доставка и хорошие мобильные приложения у торговых сетей. Кстати сеть Класс с этим справилась просто отлично!
Женя 24 июня 2021 14:41
Один из главных трендов это следовать самым новым тенденциям, не стоять на месте, интересоваться как продвигают свои товары конкуренты и зарубежные коллеги. Только тогда можно оставаться на плаву и привлекать все большее число покупателей в ритейл. Класс в этом плане одни из самых лучших представителей торговли. Без сомнений.
Георгий 28 июня 2021 10:40
Давно заметил, что в отличии от других магазинов, в супермаркете Класс всегда очень быстро вводят все самые современные и самые удобные новшества в торговле. Я, как покупатель, это ценю и могу только приветствовать, что Класс не плетётся в хвосте прогресса, а в Харькове практически его возглавляет. Отличный супермаркет, умеют работать так, чтобы было приятно приходить именно сюда за покупками.
Аня 6 июля 2021 16:41
Онлайн торговля сейчас приобретает просто огромное значение, все основные тренды перечислены правильно. И практически все уже внедрила у себя сеть Класс.
Никита 8 июля 2021 09:18
Я, как самый обычный покупатель продуктов, всегда интересуюсь наличием хорошего выбора в супермаркете, качеством товара и нормальной ценой на него. А сейчас ещё и возможностью делать покупки в онлайне. И могу сказать, что всем этим показателям полностью отвечает только супермаркет Класс. Особенно удобной и быстрой стала услуга покупки в онлайне. Хорошо придумано и организовано прекрасно! Умеют же работать и вот именно по этой причине супермаркет Класс опережает всех своих конкурентов.
Максим 15 июля 2021 17:25
Мне очень понравилось, что кассы самообслуживания в супермаркете Класс появились практически первыми в Харькове. Первый раз попробовал - легко всё получилось, а теперь только ею и пользуюсь. Вот это я понимаю - забота о покупателях, когда быстро сам себя обслужил и не стоишь в очереди. Всё таки в супермаркете Класс умеют работать, раз следят за новинками и быстро их внедряют.
Наташи 22 июля 2021 12:42
В Харькове супермаркет Класс смело утирает нос всем остальным большим супермаркетам и небольшим торговым сетям по части введения новинок и удобств для обслуживания покупателей, умеют держать нос по ветру. Одно то, что первыми внедрили заказ продуктов онлайн уже говорит о многом, а ведь таких мелочей не одна и не две, их множество, только посмотреть нужно.
Виктор 3 августа 2021 15:40
Я всегда с энтузиазмом воспринимаю новинки, которые мне облегчают жизнь и экономят время. И вот именно такая новинка, как касса самообслуживания в супермаркете Класс меня сделала не просто постоянным покупателем, а благодарным покупателем. Приятно, что в Класс внедрили способ, когда я могу не стоять в очереди, а быстро и безопасно купить себе еды. Мне нравится!
Нина 6 августа 2021 18:29
Главный тренд для всего ритейла, это уход в онлайн, для чего обязательно нужно качественное программное обсепечение. Класс тоже сделал уже неплохое мобильное приложение.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии