Ан-70: Россия испугалась Китая
Несмотря на то, что на МАКСе-2009 Украина и Россия договорились возобновить работу над проектом Ан-70, его детали еще необходимо утрясти на уровне премьеров двух стран. Тормозить программу россиянам не выгодно, ведь на октябрь планируются переговоры между Китаем и Украиной по созданию СП в авиастроении.
В августе Российская Федерация официально разблокировала работы над проектом по созданию среднего военно-транспортного самолета Ан-70. Но, как оказалось, еще много вопросов остается нерешенными. Вчера, 27 августа, премьер-министр Украины Юлия Тимошенко сообщила на совещании с представителями предприятий авиационной отрасли в Харькове, что 1 сентября в Польше планирует обсудить со своим российским коллегой Владимиром Путиным вопросы сотрудничества в самолетостроении, в т.ч. по совместному производству Ан-70. «Я буду встречаться с премьер-министром России, и мы будем говорить о том, как нам объединить усилия и как нам сделать совместно такие программы, как Ан-70 и другие», - отметила премьер.
Напомним, что 19 августа на авиакосмическом салоне МАКС-2009 Министерства обороны Украины и России подписали протокол о внесении изменений в действующее межправсоглашение по созданию совместного серийного производства военного самолета Ан-70 и его транспортного аналога Ан-70Т с двигателями Д-27. Его суть заключается в том, что завершение госиспытаний и начало серийного производства машины смещены на 2011 г. Кроме того, стороны также обязались выделить средства на проект из госбюджетов стран, в частности, на совместные опытно-конструкторские работы по самолету и двигателям, бортовым системам и материалам.
В бюджете Украины на этот год по программе Ан-70 заложено 125 млн. грн. ($15,6 млн.) из стабфонда. В то же время, по информации АНТК им.Антонова, для завершения проекта необходимо более $100 млн. (в основном, на НИОКР). Также не решен вопрос с выполнением обязательства о закупке 2 машин для Минобороны. Поэтому правительству еще предстоит найти источники финансирования для этих целей. В целом, объем затрат составляет порядка $1,5 млрд.
ВВС РФ также пока не приняли решение о покупке самолетов. По словам представителей генштаба РФ, решение по Ан-70 примут после определения прав Украины и России на интеллектуальную собственность на этот самолет. Изначально предполагалось, что права будут поделены между официальными Киевом и Москвой 50 на 50. Но РФ удалось настоять на том, чтобы интеллектуальная собственность на Ан-70 принадлежала на 100% России и на 100% Украине. По словам генконструктора АНТК им.Антонова Дмитрия Кивы, эти вопросы уже полностью урегулированы.
После принятия политического решения в Кремле тут же объявились желающие купить гражданскую версию Ан-70. В частности, АНТК и компания «Волга-Днепр» подписали соглашение о намерении по выведению на рынок Ан-70Т. Кроме того, российская авиакомпания «Полет» выразила готовность приобрести транспортные модификации самолета. Причем, все «вдруг» увидели преимущества Ан-70 перед Ил-76, на который россияне уповали, когда собирались выходить из проекта в 2006 г.
Тогда наряду с откровенно очевидными политическими мотивами отказа от программы, россияне приводили ряд технических характеристик, по которым, по их мнению, можно забраковать украинский самолет. Военные специалисты РФ говорили и о высокой стоимости «семидесятого», и о его переходе в класс тяжелых ВТС (в этой категории у них есть Ил-76, ресурс жизни которого решили продлить с 30 до 40 лет), и о неспособности машины осуществлять полеты в экстремальных условиях. Поговаривали, что «техническую» сторону отказа оформило авиастроительное лобби России, которому было выгодно продвигать модернизацию Илов, «зарубив» Ан-70. По другой версии, выход из проекта объяснялся тем, что россияне хотели заставить украинцев расходовать деньги на Ан-70 в ущерб проекту Ан-148.
Нынешнее возобновление работ по программе обусловлено не только прагматизацией отношений, но и рыночными аспектами. Пока что единственным действующим конкурентов Ан-70 является Boeing C-17 (Globemaster III), который прочно захватил рынок Северной Америки. C-17 удается превосходить почти все показатели украинского аналога, кроме цены и расхода авиатоплива.
На рынке ЕС украино-российский самолет может подвинуть «бумажный» А400М. По разным причинам сроки его выхода на рынок смещаются (первый полет должен состояться летом 2010 г.), а тем временем НАТО изучает возможность привлечения Ан-70 к авиаперевозкам своих воинских подразделений. «А400М уступает по грузоподъемности и объему грузовой кабины. Кроме того, у Ан-70 вдвое ниже стоимость покупки и эксплуатации», - подчеркнул Д.Кива. Максимальная грузоподъемность Ан-70 – 47 т, заявленная А400M – 37 т, объем грузовой кабины Ан-70 - 425 куб. м, А400M– 340 куб. м. По данным европейских экспертов стоимость А400М составляет на сегодняшний день €145 млн. Ан-70 стоимостью $50–70 млн. вдвое дешевле европейского конкурента и в четыре раза C-17.
Новые межправсоглашения выгодны России еще и тем, что для привлечения к проекту третьей страны не потребуется согласие партнера. Ведь, теперь и Украина, и РФ владеют полным пакетом прав на разработки. Российские военные уже заявили, что кроме Ан-70 в классе средних ВТС Объединенная авиастроительная корпорация совместно с индийскими партнерами ведет работы по новому самолету.
Но это развязывает руки и Киеву, например, в области организации совместного предприятия с Китаем. По словам Ю.Тимошенко, в октябре этого года состоится официальный визит правительственной делегации в «Поднебесную», в ходе которого будет обсуждаться вопрос создания СП как на территории Украины, так и КНР. «Если мы во время этих переговоров достигнем такого понимания, мы сможем видеть перспективу минимум на 50 лет», - подчеркнула премьер.
Что касается заводов, где будут собираться Ан-70, то в Украине, очевидно, выбор падет на киевский «Авиант». Тем более, что летом правительство объединило предприятие с АНТК им.Антонова. В России с мощностями сложнее: машины такого класса выпускаются только в Ульяновске («Авиастар-СП») и Воронеже (ВАСО), заводы на Дальнем Востоке не строят самолетов такой размерности. Но сейчас в Ульяновск перенесено производство Ил-76, тут же вроде возобновится выпуск «Русланов». А на ВАСО решили собирать Ан-148 и Ил-112. Тем не менее, известно, что мощности российских авиазаводов недозагружены, поэтому вопрос, где собирать Ан-70, как-нибудь решится.
Виктор Носов
В августе Российская Федерация официально разблокировала работы над проектом по созданию среднего военно-транспортного самолета Ан-70. Но, как оказалось, еще много вопросов остается нерешенными. Вчера, 27 августа, премьер-министр Украины Юлия Тимошенко сообщила на совещании с представителями предприятий авиационной отрасли в Харькове, что 1 сентября в Польше планирует обсудить со своим российским коллегой Владимиром Путиным вопросы сотрудничества в самолетостроении, в т.ч. по совместному производству Ан-70. «Я буду встречаться с премьер-министром России, и мы будем говорить о том, как нам объединить усилия и как нам сделать совместно такие программы, как Ан-70 и другие», - отметила премьер.
Напомним, что 19 августа на авиакосмическом салоне МАКС-2009 Министерства обороны Украины и России подписали протокол о внесении изменений в действующее межправсоглашение по созданию совместного серийного производства военного самолета Ан-70 и его транспортного аналога Ан-70Т с двигателями Д-27. Его суть заключается в том, что завершение госиспытаний и начало серийного производства машины смещены на 2011 г. Кроме того, стороны также обязались выделить средства на проект из госбюджетов стран, в частности, на совместные опытно-конструкторские работы по самолету и двигателям, бортовым системам и материалам.
В бюджете Украины на этот год по программе Ан-70 заложено 125 млн. грн. ($15,6 млн.) из стабфонда. В то же время, по информации АНТК им.Антонова, для завершения проекта необходимо более $100 млн. (в основном, на НИОКР). Также не решен вопрос с выполнением обязательства о закупке 2 машин для Минобороны. Поэтому правительству еще предстоит найти источники финансирования для этих целей. В целом, объем затрат составляет порядка $1,5 млрд.
ВВС РФ также пока не приняли решение о покупке самолетов. По словам представителей генштаба РФ, решение по Ан-70 примут после определения прав Украины и России на интеллектуальную собственность на этот самолет. Изначально предполагалось, что права будут поделены между официальными Киевом и Москвой 50 на 50. Но РФ удалось настоять на том, чтобы интеллектуальная собственность на Ан-70 принадлежала на 100% России и на 100% Украине. По словам генконструктора АНТК им.Антонова Дмитрия Кивы, эти вопросы уже полностью урегулированы.
После принятия политического решения в Кремле тут же объявились желающие купить гражданскую версию Ан-70. В частности, АНТК и компания «Волга-Днепр» подписали соглашение о намерении по выведению на рынок Ан-70Т. Кроме того, российская авиакомпания «Полет» выразила готовность приобрести транспортные модификации самолета. Причем, все «вдруг» увидели преимущества Ан-70 перед Ил-76, на который россияне уповали, когда собирались выходить из проекта в 2006 г.
Тогда наряду с откровенно очевидными политическими мотивами отказа от программы, россияне приводили ряд технических характеристик, по которым, по их мнению, можно забраковать украинский самолет. Военные специалисты РФ говорили и о высокой стоимости «семидесятого», и о его переходе в класс тяжелых ВТС (в этой категории у них есть Ил-76, ресурс жизни которого решили продлить с 30 до 40 лет), и о неспособности машины осуществлять полеты в экстремальных условиях. Поговаривали, что «техническую» сторону отказа оформило авиастроительное лобби России, которому было выгодно продвигать модернизацию Илов, «зарубив» Ан-70. По другой версии, выход из проекта объяснялся тем, что россияне хотели заставить украинцев расходовать деньги на Ан-70 в ущерб проекту Ан-148.
Нынешнее возобновление работ по программе обусловлено не только прагматизацией отношений, но и рыночными аспектами. Пока что единственным действующим конкурентов Ан-70 является Boeing C-17 (Globemaster III), который прочно захватил рынок Северной Америки. C-17 удается превосходить почти все показатели украинского аналога, кроме цены и расхода авиатоплива.
На рынке ЕС украино-российский самолет может подвинуть «бумажный» А400М. По разным причинам сроки его выхода на рынок смещаются (первый полет должен состояться летом 2010 г.), а тем временем НАТО изучает возможность привлечения Ан-70 к авиаперевозкам своих воинских подразделений. «А400М уступает по грузоподъемности и объему грузовой кабины. Кроме того, у Ан-70 вдвое ниже стоимость покупки и эксплуатации», - подчеркнул Д.Кива. Максимальная грузоподъемность Ан-70 – 47 т, заявленная А400M – 37 т, объем грузовой кабины Ан-70 - 425 куб. м, А400M– 340 куб. м. По данным европейских экспертов стоимость А400М составляет на сегодняшний день €145 млн. Ан-70 стоимостью $50–70 млн. вдвое дешевле европейского конкурента и в четыре раза C-17.
Новые межправсоглашения выгодны России еще и тем, что для привлечения к проекту третьей страны не потребуется согласие партнера. Ведь, теперь и Украина, и РФ владеют полным пакетом прав на разработки. Российские военные уже заявили, что кроме Ан-70 в классе средних ВТС Объединенная авиастроительная корпорация совместно с индийскими партнерами ведет работы по новому самолету.
Но это развязывает руки и Киеву, например, в области организации совместного предприятия с Китаем. По словам Ю.Тимошенко, в октябре этого года состоится официальный визит правительственной делегации в «Поднебесную», в ходе которого будет обсуждаться вопрос создания СП как на территории Украины, так и КНР. «Если мы во время этих переговоров достигнем такого понимания, мы сможем видеть перспективу минимум на 50 лет», - подчеркнула премьер.
Что касается заводов, где будут собираться Ан-70, то в Украине, очевидно, выбор падет на киевский «Авиант». Тем более, что летом правительство объединило предприятие с АНТК им.Антонова. В России с мощностями сложнее: машины такого класса выпускаются только в Ульяновске («Авиастар-СП») и Воронеже (ВАСО), заводы на Дальнем Востоке не строят самолетов такой размерности. Но сейчас в Ульяновск перенесено производство Ил-76, тут же вроде возобновится выпуск «Русланов». А на ВАСО решили собирать Ан-148 и Ил-112. Тем не менее, известно, что мощности российских авиазаводов недозагружены, поэтому вопрос, где собирать Ан-70, как-нибудь решится.
Виктор Носов
Вернуться назад