DataLife Engine > Экономика > Русская охота на украинских олигархов-одиночек

Русская охота на украинских олигархов-одиночек

Русская охота на украинских олигархов-одиночекПобеда Януковича обострила и без того неслабые аппетиты российских акул капитализма. И если тесно интегрированные в украинскую политику, а иногда и прямо в Партию Регионов фигуры масштаба Ахметова или Пинчука им пока не по зубам, то украинские олигархи-одиночки уже подвергаются жестокому избиению со стороны «братского» российского капитала. Все это происходит при поддержке украинского государства.

Активное поедание украинских «олигархов одного завода» (или банка) началось еще при Кабинете Юлии Тимошенко и, в общем-то, по одним и тем же схемам – достаточно сравнить ситуацию с «Проминвестбанком» времен премьерства Юлии Владимировны и ММК им. Ильича времен президентства Виктора Федоровича. Однако теперь россияне действуют более бесцеремонно.

После выборов россияне не только усилили давление на собственников украинской экономики, но и стали действовать более открыто и грубо. Ранее российские компании заходили в Украину под вывеской швейцарских, кипрских и других оффшорных компаний - по состоянию на 1-е апреля 2010 г. инвестиции из России составили $2,6 млрд., тогда как из Кипра $9,1 млрд. Теперь же ситуация изменилась, и экспансия стала проходить под прямым контролем правительства Российской Федерации. За частью последних приобретений украинских активов видна «волосатая рука» «Внешэкономбанка», главой наблюдательного совета которого является никто иной, как Владимир Путин. Таким образом, ВЭБ можно считать финансовым партнером схемы скупки россиянами привлекательных украинских активов. В нынешнем контексте участие ВЭБа говорит о господдержке Россией экспансии в Украину.

Среди последних приобретений россиян явно выделяются металлургические активы: ИСД, «Запорожсталь» и ММК им. Ильича. По последним двум предприятиям ситуация еще не доведена до логического конца, но сама тенденция впечатляет.

От ПИБ до ММК

Примечательным моментом является ситуация вокруг «Проминвестбанка» (ПИБ) Владимира Матвиенко и ММК им. Ильича Владимира Бойко. В обоих случаях инструментарий «покупки» если и отличается, то не существенно.

В обоих случаях имел место черный пиар. В случае с ПИБом это были вброшенная в СМИ информация о финансовых проблемах в банке, конфликте между правлением и группой акционеров, которые пытаются отстоять свои права на участие в управлении или выкуп акций по справедливой цене, массовая рассылка sms о нехватке денег в банкоматах (это особенно ударило по персоналу крупных предприятий, чьи зарплатные карточки были выпущены ПИБом). В случае с ММК им. Ильича, то на улицах Мариуполя раздавали газеты с якобы поддержкой Владимиром Бойко идеи продажи меткомбината, хотя тот до последнего времени отрицал такие намерения. Давление на Бойко не прекращалось практически постоянно и с разных сторон.

Ситуация вокруг ММК им. Ильича до сих пор не совсем ясна. Если верить заявлениям Владимира Бойко и его пресс-службы, то комбинат вообще не продавали, а его незаконно продал по доверенности «брокер-мошенник». Так или иначе, факт продажи пулу кипрских «оффшорок» (за которыми стоит пока неизвестных покупатель, следы которого явно ведут в Россию) уже подтвержден многочисленными заявлениями представителей власти и даже «сливом» документов в интернет-СМИ.

Однако ранее, россияне действовали более деликатно, без участия подобных брокеров. Сегодня им уже нет необходимости деликатничать – если собственник предприятия не вписан в структуру клана пришедшего к власти, то его бизнес становится полностью беззащитным.

Прибитые государственной «крышей»

Государство во всех случаях не стояло в стороне от передела собственности в стратегических для страны отраслях экономики. Не стали исключением и описываемые ситуации. В обоих случаях власть не то что не помогала украинским бизнесменам, а всячески способствовала «приобретению». Если в случае с ПИБ, который стал якобы первой жертвой кризиса (несмотря на минимальную долю потребительского кредитования и отсутствие внешних долгов – основные причины проблем у банков) , ситуация долго развивалась в непонятном направлением – его то намеревались продать стратегическому инвестору (претендовали братья Клюевы, Николай Лагун и другие структуры), то национализировать, но в результате продали его «Внешэкономбанку» (ВЭБ). При этом, Нацбанк заинтересовался ситуацией в ПИБе после сообщений в СМИ и быстро ввел временную администрацию. В целом, поведение НБУ в тот момент говорило о том, что он принимал прямое участие в схеме «продажи» банка.

Со своей стороны Владимир Бойко уже достаточно долго напоминает власти (в начале Тимошенко, а теперь и Азарову) по поводу возмещения НДС в размере более 1 млрд. грн. Такая задолженность государства, по его утверждению, ставит под угрозу работу предприятия. Правительство и даже нынешний президент, с которым встречался Бойко, его не услышали. В этом свете сложно не увидеть целенаправленные действия доведения меткомбината до банкротства, после которого Бойко «автоматически» согласится на продажу. Публичную поддержку Бойко получил только от оппозиции, хотя ее мнение в нынешних условиях ни на что не влияет.

Очевидно, что сценарии «продажи» ПИБа и ММК им. Ильича имеют множество сходных элементов, которые не могут быть простым совпадением. Вывод в этой связи напрашивается только один – при попустительстве украинских властей российские структуры захватывали те компании, которые не принадлежали неприкасаемым «придворным» олигархам.

Одиночек а-ля Матвиенко-Бойко проще «завалить», особенно если они не поддерживают политические силы, которые имеют вес и присутствие во властных кабинетах (своих они не бросят в беде) или вообще аполитичны.

У Матвиенко была своя партия с труднопроизносимым названием (Партия национального-экономического развития) и с еще более непонятной идеологией, членами которой в приказном порядке ставали сотрудники ПИБа. Впрочем, эта партия никогда не была заметна на политическом небосклоне.

Бойко известен поддержкой Соцпартии, которая с 2007 года находится в стадии вялотекущего умирания. И, даже, несмотря на свою принадлежность к донецкому региону, не входил в орбиту Партии регионом, чьи бизнесмены сами бы хотели прикупить дополнительный металлургический актив прямо на берегу Азовского моря. Ситуация вокруг ММК им. Ильича – это расплата за многолетнюю самостоятельность и независимость донецкого олигарха от донецкого же клана. Такого в Донбассе не прощают.

Кто следующий?

Кака было уже сказано, вряд ли чтобы россияне смогли в нынешних украинских реалиях «раскуркулить» Ахметова и Пинчука, у которых активы не ограничиваются только одним банком или заводом. Хотя к тому же пинчуковскому «Интерпайпу» россияне уже присматривались пользуясь плачевными результатами хозяйствования продвинутого олигарха на собственных предприятиях, а Ахметов уже получил оплеуху от россиян в истории с «Запорожсталью».

Учитывая существующие тенденции сложно представить, чтобы вся российская экспансия могла ограничиться только эти приобретениями. С другой стороны, все «вкусные» активы в металлургии уже разобраны, и теперь придет черед других отраслей – пищевой промышленности, машиностроения, торговли. Можно предположить, что в данном случае речь будет также идти о тех активах, которые достаточно крупные, но чьи собственники не достаточно аффилированы с нынешней властью.

Юрий Григоренко,
для АСД



Вернуться назад